Определение скорости автомобиля при дтп
Определение скорости автомобиля по повреждениям
Эксперты АНО «Центра Экспертиз Автомобилей» могут установить скорость автомобиля по полученным повреждением и деформациям. Такой метод дополняет и позволяет уточнить основной способ (по следам торможения) определения скорости транспорта. Является единственным способом установления скорости, такой метод не может. При столкновении на конструкцию автомобиля могут влиять следующие факторы:
- Загрузка автомобиля, соответствует ли количество пассажиров допустимой норме по отношению к данной модели.
- Конструктивные особенности кузова автомобиля.
- Срок эксплуатации транспортного средства, включая, количество произведенных ремонтов, годы выпуска автомобиля, состояние кузова.
Определение скорости автомобиля по повреждениям специфично относительно каждого вида столкновения и происшествия ДТП. Расчет скорости авто учитывается и при степени полученных трав у пострадавших от аварии. Исходя из полученных травм пострадавшим лицом, также можно судить о скорости движения транспортного средства.
Полученные травмы должны быть зафиксированы в медицинском документе и прилагаться к рассмотрению в процессе исследования. На основе полученного медицинского заключения будут сопоставляться фактические результаты по скорости движения автомобиля.
Определение скорости автомобиля по повреждениям требуют знаний, опыта и квалификации проводить точные и обоснованные расчеты, в зависимости от сложившейся ситуации на дороге.
Навигация по записям
Похожие статьи
Задайте вопрос экспертам
Хочу заказать судебную экспертизу Определение скорости исходя из полученных деформаций
Здравствуйте, Евгений!
Специалисты АНО «Центр Экспертизы Двигателей» проводят различные независимые исследования.
Но каждый конкретный случае необходимо рассматривать отдельно.
Также обращаем Ваше внимание на то, что не во всех региональных офисах есть те или иные эксперты.
Рекомендуем связаться с нашей организацией напрямую для более предметного разговора.
Контакты: http://autexp.ru/kontakty/
Возможно определить скорость движения автомобиля марки ВАЗ21014 до столкновения по электронному блоку ЭКБ расположенный в салоне с пассажирской стороны
Здравствуйте, Руслан!
Специалисты АНО «Центр Экспертизы Двигателей» проводят различные независимые исследования.
Но каждый конкретный случае необходимо рассматривать отдельно.
Также обращаем Ваше внимание на то, что не во всех региональных офисах есть те или иные эксперты.
Рекомендуем связаться с нашей организацией напрямую для более предметного разговора.
Контакты: http://autexp.ru/kontakty/
Здравствуйте! В 2017 году было ДТП на перекрестке с участием Камри и Хонда в обоих а/м было по 3 взрослых пассажира и водитель. По первоначально собранным материалам ГИБДД следовало, что виноват водитель Камри, который показывал, что ехал со скоростью 60-65 км/ч, за 20 метров до светофора увидел, как он замигал 3 раза зеленым и не останавливаясь проехал перекресток. Водитель Хонда стоял на светофоре и выехал при разрешающем зеленом, при этом в момент столкновения у него скорость была около 10 км/ч. Столкновение произошло примерно на середине перекрестка, удар в Камри пришелся в заднее правое крыло, у Хонды — передний бампер справа и правое крыло. При этом, после столкновения Хонда тихо проехала перекресток и сразу остановилась у обочины, а Камри на большой скорости проехала еще метров 15-20 и врезалась в столб ЛЭП, отчего она сломалась и упала на Камри и еще больше повредила ее. Тормозного пути нет. Пострадали пассажиры Камри. в ходе следствия следак все переиначил и теперь обвиняют водителя Хонда, что он выехал на красный и не дал закончить маневр водителю Камри. Никаких экспертиз по механизму ДТП не проводили. Возможно ли теперь провести экспертизу по механизму ДТП, определить скорость движения Камри в момент ДТП?
Определение скорости автомобиля при дтп
Данное исследование проводится в рамках
Проблемы определения скорости автомобиля экспертным путем
Вопрос об определении скорости транспортного средства непосредственно перед столкновением, наездом на пешехода или неподвижный объект является одним из самых актуальных в экспертной практике. Во-первых, превышение скорости является наиболее распространенным нарушением ПДД. Во-вторых, скорость оказывает влияние на возможность водителя вовремя остановить свой автомобиль, сужает угол обзорности водителя, снижает его внимание к обстановке на дороге, а также влияет на другие важные факторы.
Теоретически существует три основных способа определения скорости, причем в некоторых ситуациях возможно было бы применение всех способов.
Первый способ. Определение скорости по длине следов торможения, скольжения, зафиксированных на месте происшествия. Этот способ является самым применимым в экспертной практике, т.к. составлено немало научных трудов, методических пособий с приведенными в них формулами и коэффициентами для такого расчета. Его достоинством является простота расчета, а значит и скорость проведения такого исследования. Но у него есть ряд значительных недостатков. Во-первых, такой расчет проводится с учетом длины оставленных следов юза. Если их не видно или не зафиксировано, ТС не было заторможено, то определить скорость таким способом не получится. Во-вторых, в данном способе не учитывается влияние действия одного транспортного средства на перемещение другого. К примеру, автомобиль оставил следы торможения длиною 5 м, а потом столкнулся с другим ТС, продвинув его еще на 10 м. В расчете таким способом будут учтены только длина следов – 5 м, и соответственно скорость по такому расчету окажется очень малой. Несомненно, чтобы переместить другое ТС на расстояние 10 м надо обладать большим количеством движения, а значит и скоростью, особенно это заметно, когда перемещенное транспортное средство оказывается большей массы. Для учета данных параметров применяется второй способ, описанный ниже. В-третьих, в данном способе не учитываются затраты кинетической энергии на образование повреждений ТС, ведь при столкновении скорость может существенно гаситься на деформацию конструкции обоих ТС.
Второй способ. Определение скорости из закона сохранения количества движения. Именно благодаря этому закону, изучаемому в средних школах на уроках физики, существует возможность определить скорость автомобиля, с учетом его перемещения после ДТП, а также перемещения другого автомобиля, совершенное под воздействием 1-го автомобиля. Данный метод применяется в совокупности с 1-м в случае наличия следов торможения, при их отсутствии на месте происшествия он применяется самостоятельно. Применение данного метода особенно удобно при перекрестных столкновениях, совершенных под углом, близким к прямому, а также в случае, если одно их ТС оказывается неподвижным непосредственно перед столкновением. Приведем пример, когда применение данного метода очевидно. А/м № 1 начал движение на загоревшийся зеленый сигнал светофора. А/м № 2, водитель которого намеревался успеть проезд перекрестка уже на запрещающий сигнал светофора, двигался в поперечном направлении слева направо по отношению к 1-му автомобилю. В результате произошедшего столкновения 1-й автомобиль сместился на несколько метров вправо, относительно направления своего движения. Совершенно, очевидно, что данное смещение произошло под действием удара со стороны 2-го автомобиля. Зная направления их движения, угол взаимодействия, расстояние перемещения после столкновения, а также скорость 1-го автомобиля, можно установить скорость 2-го ТС. Как видно применение данного метода обосновано при наличии всех перечисленных сведений или возможности их установления экспертным путем. Его недостатком является погрешность, так как в данном методе используется несколько данных, неточное определение хотя бы одного ведет к неточному результату. Также для данного метода необходимо знать режим движения транспортных средств после столкновения, были ли они при этом заторможены, скользили ли шины по асфальту, или может автомобиль находился в свободном качении – все это играет роль при проведении расчетов. Иногда режим движения ТС бывает очевиден, но часто его нельзя установить, а значит, в расчете эксперт может использовать несколько значений и формулировать альтернативный вывод. Данный метод, также как и 1-й, не учитывает затраты энергии на образование деформаций. Не смотря на очевидность данного способа определения скорости, он далеко не всегда применяется в экспертной практике. Причины этого нам неизвестны, возможно, это связано с более сложными расчетами, по сравнению с первым методом.
Третий способ. Определение скорости исходя из полученных деформаций. Данный метод наиболее противоречив и не находит своего широко применения, можно сказать, что его используют единицы экспертов. Не смотря на очевидность того факта, что чем больше скорость автомобиля, тем более серьезные повреждения он может получить, на настоящий момент не существует достаточно обоснованных и апробированных методик по решению данной задачи. Те единицы экспертов, которые определяют скорость автомобиля по деформациям, выдают заключения с очень точными выводами, устанавливая скорость движения до десятых долей. Такая точность очень сомнительна, ведь на скорость движения автомобиля влияет огромное количество факторов, а уж на образование повреждений – еще большее. Потеря скорости при торможении и столкновении зависит от шин (давления в них, степени износа, рисунка протектора, наличия шипов), наличия и типа антиблокировочной системы, системы эффективного торможения, состояния тормозных колодок, конструкции автомобиля, его срока службы, обтекаемости, загрузки, в том числе, распределения груза, коэффициента сцепления на конкретном участке, а также от многих других факторов, включая силу и направление ветра. Практически все данные факторы не учитываются при проведении данных расчетов, а учет некоторых из них практически невозможен. В силу этого было бы убедительней, если даже с учетом применения методик расчета скорости, которые не утверждены и не апробированы, данные эксперты указывали на неточность данного метода и наличие некоторой погрешности. Важным фактором является то, что для определения скорости данным методом необходимо владеть информацией по конструкции автомобиля каждой марки, каждой модели и модификации, данная информация заводами-изготовителями не разглашается. Более того, по прошествии времени металл стареет и уже другим образом реагирует на нагрузки, не говоря о том, что автомобиль мог подвергаться восстановительному ремонту, а значит, свойства конструкций претерпели некоторые изменения. Как видно, для объективного, полного и обоснованного расчета по данному методу необходимо огромное количество данных, большинство из которых в настоящее время остаются недоступными. Вследствие чего, данный метод практически не применяется при производстве экспертизы ДТП. Тем не менее, граждане, обращающиеся за проведением автотехнической экспертизы, наиболее часто полагают, что скорость движения транспортных средств определяется именно таким способом.
Автотехнические эксперты АНО «Судебная экспертиза» при установлении скорости движения ТС применяют первый и второй методы, третий метод не используется в силу его недостаточной обоснованности в настоящее время.
Определение скорости автомобиля при дтп
Бесплатная консультация автоюриста по телефону:
Москва и МО : +7 499 577-00-25 (добавочный номер 635)
Петербург и ЛО: +7 812 425-66-30 (добавочный номер 635)
Фед. номер: 8 800 350-84-13 (добавочный номер 635)
ПРОВЕДЕНО КОНСУЛЬТАЦИЙ: сегодня – 21, за месяц – 687, за год – 11 345
Одним из главных факторов, оказывающих влияние на ход расследования обстоятельств ДТП, является определение расстояния, которое проехала машина сначала торможения. Зная тормозной путь, можно произвести вычисление путевой скорости движения за мгновение до столкновения.
Формулы расчёта скорости по тормозному пути
После дорожно-транспортного происшествия фактический тормозной путь автомобиля измеряется сотрудниками ГИБДД или следователем путём фиксации следа шин на асфальте, и занесения данных в специальную расчётную таблицу. Учитываются несколько факторов:
- вид т/с;
- масса машины в момент, когда произошло ДТП;
- характер покрытия дороги и его состояние.
Прежде всего, нужно быстро установить скорость, с которой двигался автомобиль до торможения. Она рассчитывается следующим образом
Ускорение свободного падения является физической константой, и не изменяется, в какой бы формуле его величина не использовалась. Скорость из км/ч необходимо перевести в м/с, в соотношении 36 к 10: 36 км/ч = 10 м/с. По ГОСТ 25478-91 допустимый минимум эффективности тормозной системы автомобиля составляет 0,64. Это означает, что на тонну веса автотранспортного средства должно приходиться тормозное усилие не менее 640 кг.
Главный фактор, влияющий на точность расчёта
Единственной изменяемой величиной в формуле определения скорости является длина тормозного пути. Ручной расчёт данной величины в идеальных условиях (движение со скоростью 60 км/ч по сухой дороге асфальтовым покрытием, торможение без заносов) можно произвести по формуле
v – скорость движения автомобиля вначале торможения, м/с;
μ – коэффициент трения;
g – ускорение свободного падения, м/с2.
Другая формула для проверки правильности первоначального расчёта
Кэ – величина тормозного коэффициента;
V – скорость в момент начала торможения;
Фс – величина коэффициента сцепления шин с дорожным покрытием (при сухой погоде – 0,7, в дождливую погоду – 0,4; в снег – 0,2; в гололёд – 0,1).
Так, при движении по сухой асфальтовой трассе со скоростью 60 км/ч длина тормозного пути составит S = 1*60*60/(254*0,7) = 20,25 м. При движении по льдистой трассе, на которой Фс падает с 0,7 до 0,1, величина S увеличится в 7 раз (141,7 м).
Таким образом, главной задачей для правильного вычисления скорости является определение величины остановочного пути. В его состав, кроме, собственно, тормозного пути, входит метраж, приходящийся на:
- время реакции водителя (0,2 с);
- время срабатывания системы торможения (0,5 с).
Автомобиль при этом движется с начальной (фактической) скоростью, а следа от шин на дороге не остаётся.
Расчёт скорости при экспертизе
Для экспертного определения начальной скорости движения машины специалистами используется формула:
Va = 0,5*tз*j + √2Sю*j,
tз – время, в течение которого скорость движения автомобиля замедляется, с;
j – константа замедления в момент торможения, м/с2 (определяется справочным путём, на основании ГОСТ 25478-91);
Sю – протяжённость следа при торможении, м.
На сухой дороге j равен 6,8 м/с2, поэтому скорость заноса тормозящего на расстоянии в 21 метр автомобиля равна 64,5 км/ч.
После начала реагирования водителя на окружающую обстановку машина до полного обнуления скорости проходит так называемый остановочный путь
Sо = (S1 + S2 + S3 + S4) = (t1 + t2 + 0,5*t3)*Va + Va/2j,
t1 – реакция водителя;
t2 – запаздывание гидропривода тормозной системы;
tз – нарастание замедления.
Временной промежуток t4 (время полной остановки) рассчитывается как отношение скорости заноса Vю к замедлению j. Время, пока увеличивается скорость замедления, зависит от трёх показателей:
- тип привода;
- состояние покрытия дороги;
- масса транспортного средства.
Для его определения из начальной скорости Vа следует вычесть половину до установления минимальной скорости tз*j. Таким образом, суммарное время динамической части ДТП для автомобиля составляет t0 = t1 + t2 + t3 + t4 = Т + Va/j, с.
Внимание! Время увеличения замедления для пневмопривода больше, нежели для гидравлического. Оно возрастает с увеличением снаряжённой массы машины и коэффициента сцепления
Без этого не обойтись при проведении расчётов
Ещё один важный показатель – протяжённость заноса (юза) при торможении Sю. Это отношение квадрата скорости юза к удвоенной константе замедления j. Такой след заблокированные колодками колёса машины начинают оставлять на дорожном покрытии при положении «педаль в пол». Начало следа – это точка установившегося замедления, то есть константы. Как уже было сказано выше, это экспериментальная величина. Она рассчитывается для каждого вида транспорта отдельно. При этом используется физическая формула
Продольное сцепление резины с дорожным покрытием f замеряется эмпирически, с помощью «пятого колеса» или специальных приборов.
На основании специальной таблицы время реакции водителя на ситуацию на дороге составляет 0,6-1,4 секунд (шаг 0,2). Усреднённая экспертная величина, которая применяется в официальных экспертизах , составляет 0,8 с (в связи с тем, что быстрее этого времени человеческий мозг среагировать на происходящее не в состоянии).
Чтобы упростить восприятие производимых математических расчётов, сделаем привязку величины остановочного пути к скорости автомобиля длиной 4 м. Привязка делается к скорости 64 км/ч, с шагом ½ в сторону её замедления и увеличения:
Три способа определить скорость автомобиля при ДТП
После каждого дорожно-транспортного происшествия обязательно определяется скорость транспортного средства до и в момент удара или наезда. Данная величина имеет столь большое значение по нескольким причинам:
- Самый часто нарушаемый пункт правил дорожного движения именно превышение максимально допустимой скорости движения, и, таким образом, становиться возможным определить вероятного виновника ДТП.
- Также скорость влияет на тормозной путь, а значит и на возможность избежать столкновения или наезда.
Дорогой читатель! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону.
Это быстро и бесплатно !
Определение скорости автомобиля по тормозному пути
Под тормозным путём обычно понимают расстояние, которое проходит то или иное транспортное средство от начала торможения (или, если быть более точным, с момента активации тормозной системы) и до полной остановки. Общая, недетализированная формула, из которой возможно вывести формулу для расчета скорости, выглядит так:
Va = 0.5 х t3 х j + √2Sю х j = 0,5 0,3 5 + √2 х 21 х 5 = 0,75 +14,49 = 15,24м/с = 54,9 км/ч где: в выражении √2Sю х j, где:
- Va – начальная скорость автомобиля, измеряемая в метрах в секунду;
- t3 – время нарастания замедления автомобиля в секундах;
- j – установившееся замедление автомобиля при торможении, м/с2; обратите внимание, что для мокрого покрытия – 5м/с2 по ГОСТ 25478-91, а для сухого покрытия j=6,8 м/с2, отсюда начальная скорость автомобиля при “юзе” в 21 метр равна 17,92м/с, или 64,5км/ч.
- Sю – длина тормозного следа (юза), измеряемая так же в метрах.
Исходя из указанного выше уравнения, можно сделать вывод, что на тормозной путь влияет в первую очередь скорость автомобиля, которую при известных остальных величинах нетрудно вычислить. Наиболее сложной частью вычислений по этой формуле является точное определение коэффициента трения, так как на его значение влияет целый ряд факторов:
- тип дорожного покрытия;
- погодные условия (при смачивании поверхности водой коэффициент трения уменьшается);
- тип шин;
- состояние шин.
Для точного результата расчётов также нужно принимать во внимание особенности тормозной системы конкретного транспортного средства, например:
- материал, а также качество изготовления тормозных колодок;
- диаметр тормозных дисков;
- функционирование или нарушения в работе электронных устройств, управляющих тормозной системой.
Тормозной след
После достаточно быстрой активации тормозной системы на дорожном покрытии остаются отпечатки – тормозные следы. В случае если колесо во время торможения заблокировано полностью и не вращается, остаются сплошные следы, (которые иногда называют «след юза») которые многие авторы призывают считать следствием максимально возможного нажатия на педаль тормоза («тормоз в пол»). В случае же когда педаль нажата не до конца (или присутствует какой-либо дефект тормозной системы) на дорожном покрытии остаются как бы «смазанные» отпечатки протектора, которые образуются вследствие неполной блокировки колес, которые при таком торможении сохраняют возможность вращаться.
Остановочный путь
Остановочным путём считают то расстояние, которое проходит определённое транспортное средство начиная с обнаружения водителем угрозы и до остановки автомобиля. Именно в этом заключается главное отличие тормозного пути и остановочного пути – последний включает в себя и расстояние, которое преодолел автомобиль за время срабатывания тормозной системы, и расстояние, которое было преодолено за время, понадобившееся водителю на осознание опасности и реакции на нее. На время реакции водителя влияют такие факторы:
- положение тела водителя;
- психоэмоциональное состояние водителя;
- утомление;
- некоторые заболевания;
- алкогольное или наркотическое опьянение.
Определение скорости исходя из закона сохранения количества движения
Возможно также и определение скорости движения автомобиля по характеру его перемещения после столкновения, а также, в случае столкновения с другим транспортным средством, по перемещению второй машины в результате передачи кинетической энергии от первой. Особенно часто данный метод используют при столкновениях с неподвижными транспортными средствами, или если столкновение случилось под углом, близким к прямому.
Определение скорости автомобиля исходя из полученных деформаций
Лишь очень незначительное количество экспертов определяют скорость движения автомобиля таким способом. Хотя зависимость повреждений автомобиля от его скорости и очевидна, но единой эффективной, точной и воспроизводимой методики определения скорости по полученным деформациям не существует.
Это связано с огромным количеством факторов, влияющих на образование повреждений, а также с тем, что некоторые факторы попросту невозможно учесть. Оказывать влияние на образование деформаций могут:
- конструкция каждого конкретного автомобиля;
- особенности распределения грузов;
- срок эксплуатации автомобиля;
- количества и качества пройденных транспортным средством кузовных работ;
- старение метала;
- модификации конструкции автомобиля.
Определение скорости в момент наезда (столкновения)
Скорость в момент наезда обычно определяют по тормозному следу, но если это по ряду причин не представляется возможным, то приблизительные цифры скорости можно получить анализируя травмы, полученные пешеходом, и повреждения, образовавшиеся после наезда на транспортном средстве.
К примеру, о скорости автомобиля можно судить по особенностям бампер-перелома – специфической для наезда автомобилем травмы, которая характеризуется наличием поперечно-осколочного перелома с крупным отломком кости неправильной ромбообразной формы на стороне удара. Локализация при ударе бампером легкового автомобиля – верхняя или средняя треть голени, для грузового автомобиля – в участке бедра.
Анализ методов определения скорости автомобиля при ДТП
По тормозному следу
Достоинства:
- относительная простота метода;
- большое количество научных работ и составленных методических рекомендаций;
- достаточно точный результат;
- возможность быстрого получения результатов экспертизы.
Недостатки:
- при отсутствии следов шин (если автомобиль, к примеру, не тормозил перед столкновением, или особенности дорожного покрытия не позволяют с достаточной достоверностью измерить след юза) проведение данного метода невозможно;
- не учитывается воздействие одного транспортного средства в ходе столкновения на другое, что может.
По закону сохранения количества движения
Преимущества:
- возможность определения скорости транспортного средства даже при отсутствии следов торможения;
- при тщательном учёте всех факторов метод имеет высокую достоверность результата;
- удобство использования метода при перекрёстных столкновениях и столкновениях с неподвижными автомобилями.
Недостатки:
- отсутствие данных о режиме движения транспортного средства приводит к неточному результату;
- по сравнению с предыдущим методом более сложные и громоздкие вычисления;
- метод не учитывает энергию, затраченную на образование деформаций.
Исходя из полученных демормаций
Преимущества:
- учитывает затраты энергии на образование деформаций;
- не требует наличия следов торможения.
Недостатки:
- сомнительная точность получаемых результатов;
- огромное количество учитываемых факторов;
- зачастую невозможность определения многих факторов;
- отсутствие стандартизированных воспроизводимых методик определения.
На практике чаще всего используют два метода – определение скорости по следу торможения и исходя из закона сохранения количества движения. При использовании двух этих методов одновременно обеспечивается максимально точный результат, так как методики дополняют друг друга.
Остальные способы определения скорости транспортного средства значительного распространения не получили по причине недостоверности получаемых результатов и/или необходимости громоздких и сложных вычислений. Также при оценке скорости автомобиля учитывают показания свидетелей происшествия, хотя в таком случае нужно помнить о субъективности восприятия скорости разными людьми.
В некоторой мере помочь разобраться с обстоятельствами происшествия и в итоге получить более точный результат может помочь анализ видео из камер наблюдения и видеорегистраторов.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
Бесплатный автоюрист +7 (499) 450-27-46
ваш юрист по автомобильным спорам
Primary Menu
Post navigation
Методики определения скорости при ДТП и их особенности
Нарушение скоростного режима является одной из, если не самой частой, причиной ДТП. Во многих прочих случаях определить, кто именно виноват в ДТП не так сложно: кто-то проезжает на красный свет, кто-то выезжает на встречную полосу.
Если же речь идет о превышении скорости, чаще всего не обойтись без экспертов – только они смогут установить, имело ли место подобное нарушение и с какой именно скоростью двигалось транспортное средство. Сегодня распространено несколько основных методик.
Современные методы оценки
Технический прогресс не стоит на месте и сегодня определить скорость зачастую можно достаточно просто.
Помогают в этом два источника данных:
- данные видеорегистратора. Практически все модели этих устройств записывают также и скорость движения транспортного средства.
Специальный сенсор улавливает момент столкновения и сбрасывает данные в память, удалить их оттуда невозможно;
Можно ли определить скорость авто по видеозаписи? Как это сделать? Смотрите видео:
- GPS/ГЛОНАСС. Они также помогают оценить скорость, но не в момент удара, а лишь за несколько секунд до него.
Однако данные способы подходят далеко не всегда. В таком случае придется измерять скорость более классическими способами.
Расчет скорости по тормозному следу
Одним из наиболее распространённых способов выяснения скорости автомобиля является ее расчет по длине тормозного пути. О данном методе слышал, наверное, каждый автовладелец.
Однако далеко не все в курсе, что здесь имеется нюанс: очень часто люди путают тормозной и остановочный путь.
Как выглядит тормозной путь. Фото: ryazan-expert.ru
Различие между понятиями
Если водитель оперативно реагирует и быстро нажимает на педаль тормоза, то на асфальте обязательно останутся следы, которые и называют тормозным путем.
В случае, если педаль была нажата резко и «в пол», то след будет сплошным, его также часто называют следом юза.
Остановочный путь – совершенно иное понятие. Под ним понимают расстояние, которое успел пройти автомобиль с того момента, как водитель заметил угрозу, до текущей позиции транспортного средства после остановки.
По сути, он включает в себя тормозной путь, который увеличен на расстояние, которое потребовалось, чтобы отреагировать на опасность.
Время реакции зависит от конкретного человека и может возрасти, если водитель был утомлен, был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в тяжелом эмоциональном состоянии. Именно поэтому в подобных случаях садиться за руль не рекомендуется.
Определение скрести по тормозному пути
Для того чтобы рассчитать скорость ТС в начале торможения, экспертам потребуется собрать определенные данные:
- длина кузова и колесная база;
- длина тормозного следа;
- масса автомобиля;
- путь движения накатом;
- наличие или отсутствие ABS.
Как происходит расчет скорости по тормозному пути? Подробно рассказано в этом видео:
Кроме того, эксперты опросят водителя, чтобы определить его состояние, узнать, насколько оперативно он нажал на тормоз и т.п.
Собираются данные о текущей дорожной ситуации (время года, влажность и состояние покрытия, время суток и граница видимости), показания свидетелей происшествия, составляется детальная схема аварии, фиксируются все следы, включая расположение обломков.
Все они подставляются в специальную формулу, с помощью которой и выводится итоговая скорость. Формулы достаточно сложные и могут варьироваться в зависимости от обстоятельств ДТП.
Преимущества и недостатки метода
Плюсы:
- достаточная точность результата;
- обилие посвященной предмету литературы;
- относительно несложные расчеты;
- быстрое получение результата.
Программа для расчета скорости авто при ДТП. Фото: 70region.tomsk.ru
Минусы;
- невозможность использования, если отсутствуют следы шин;
- не учитывается ряд факторов.
Использование закона сохранения движения
Данный метод основан на законе физики, изучаемому еще в школе. Чаще всего он используется в тех случаях, когда произошло столкновение двух автомобилей. В этом методе учитывается траектория движения транспортных средств непосредственно после столкновения.
Использоваться методика может, как в совокупности с первой, так и самостоятельно. Она наиболее ценна тем, что позволяет рассчитать скорость, если отсутствует отчетливый тормозной путь.
Для того чтобы проиллюстрировать метод, можно провести следующий пример: один автомобиль пытался проскочить прямо перед тем, как загорится красный свет светофора, в то время, как второй начал уже начал движение в перпендикулярном направлении и получил удар в бок.
В таком случае он сместится в сторону движения первой машины на некоторое расстояние.
Для определения скорости первого автомобиля эксперты собирают следующие сведения:
- расстояние смещения после удара;
- угол взаимодействия транспортных средств;
- направление движения.
Данные сведения устанавливаются либо опросом пострадавших и свидетелей, либо экспертной методикой.
Преимущества и недостатки
Плюсы:
- может использоваться, когда поредение скорости по тормозному следу затруднено или невозможно;
- позволяется получить результат с высокой точностью, но только при условии достоверности начальных данных;
- оптимальный метод для расследования столкновений с неподвижным автомобилем или препятствием при столкновениях на перекрестах.
Минусы:
- отсутствие упомянутых данных или их незначительное искажение крайне негативной влияет на точность исследования;
- значительно более громоздкие формулы расчета, требующие значительно более сложных расчетов (возможно, именно поэтому на практике данная методика применяется очень редко);
- при определении не учитывается энергия столкновения, затраченная на образование повреждений ТС.
Определение скорости путем анализа полученных деформаций
Данный метод используется наиболее редко, так как сам по себе он достаточно противоречив. Сегодня к нему прибегает лишь незначительное количество экспертов.
На образование деформаций влияет огромное множество факторов, включая состояние шин автомобиля, наличие или отсутствие ABS, распределение груза в нем, конструкции, срока службы авто и т.д.
Очень часто эти данные просто отбрасываются, а часть учесть просто невозможно. Также в результате старения металл кузова может деформироваться по-разному. Это далеко не все факторы, которые следует учитывать для расчета скорости.
Огромное количество требуемых данных, а также зачастую невозможность их установления экспертным путем не позволяют широко использовать данную методику в повседневной практике.
Что характерно, многие автовладельцы уверены, что анализ повреждений автомобиля является главным методом определения его скорости в момент ДТП, настаивая на проведении подобной экспертизы.
Как проводится трасологическая экспертиза? Подробности читайте здесь.
Таблица расчета скорости при наезде на пешехода
В случае, если произошло столкновение с человеком, дополнительно используется и иной способ определения скорости транспортного средства.
Существуют специальные таблицы, в которых перечислено, какие именно травмы может получить пострадавший и какие повреждения при этом получит автомобиль. В таблицах также учитывается множество факторов.
Какие документы нужны для получения страховки после ДТП? Полный список здесь.
Таблица соотношения скорости и нанесенных повреждений пешеходу. Фото: 70region.tomsk.ru
В наиболее простом виде такую таблицу можно представить в следующей форме:
- 30 км/ч – удар придется на бампер транспортного средства, при этом большая часть травм пешехода придется на ноги;
- 60 км/ч – повреждения автомобиля смещаются ближе к лобовому стеклу;
- от 80 км/ч – наиболее сильные деформации автомобиля находятся на передней части крыши.
Упомянутые таблицы постоянно дорабатываются данными из практики ДПС различных стран, а также результатами исследования.
Экспертный отчет
По результатам инспекции места ДТП специалисты составляют соответствующий экспертный отчет.
- подробное описание ситуации на момент аварии. Сюда включают данные: время года и дня, тип покрытия, включая упоминание о влажности, показания свидетелей происшествия, пострадавших и возможного виновника;
- подробная схема дорожной ситуации в момент, непосредственно до аварии (в том числе расположение и направление движения транспорта);
Как правильно самому составить схему ДТП? Подробная инструкция по ссылке.
- месторасположение автомобилей в настоящий момент с указанием, насколько они были сдвинуты ударом;
- фиксация следов происшествия, включая месторасположение возможных обломков, вмятина и прочие деформации кузовов автотранспорта, наличие и продолжительность тормозного пути.
Полученные данные эксперты заносят в специальную форму, которая и становится официальным документом. Он позволяет воссоздать полную картину ДТП.
Как можно видеть, сегодня существует сразу несколько методик для определения скорости автомобиля в момент ДТП.
Однако несмотря на их многообразие, наиболее активно используются первые две из упомянутых – они позволяют получить максимально достоверный результат при минимальных затратах времени.
Источники:
http://autexp.ru/opredelenie-skorosti-avtomobilya-po-povrezhdeniyam/
http://sud-exp.ru/stat13.html
http://autopravoved.ru/articles/kak-opredelit-skorost-avtomobilja-po-tormoznomu-puti.html
http://automethod.ru/na-doroge/dtp/skorost-avtomobilya.html
http://autourist1.ru/sporny-e-situatsii-na-doroge/dtp/opredelenie-skorosti-pri-dtp.html