Обжалование представления прокуратуры образец
Примерная форма заявления о признании недействительным представления прокурора (арбитражный суд) (подготовлено экспертами компании “Гарант”)
В [ наименование арбитражного суда,
в который подается заявление ]
Заявитель: [ наименование юридического лица ]
адрес: [ вписать нужное ]
телефон/факс: [ вписать нужное ]
адрес электронной почты: [ вписать нужное ]
Лицо, принявшее оспариваемое представление: [ вписать нужное ]
Заявление
о признании недействительным представления прокурора (арбитражный суд)
В прокуратуру [ наименование органа прокуратуры ] поступило обращение [ наименование/Ф. И. О. ], в котором указанное лицо просит [ вписать нужное ].
В ходе проверки прокуратурой установлено, что [ вписать нужное ].
По результатам проведенной проверки [ указать фамилию, имя, отчество и должность прокурора, вынесшего оспариваемое представление ] (далее – должностное лицо прокуратуры) [ наименование юридического лица ] (далее – заявитель) внесено представление от [ число, месяц, год ] N [ значение ], из которого следует, что [ вписать нужное ].
Заявитель полагает, что оспариваемое представление является недействительным, нарушает права и законные интересы заявителя, а именно:
Представление об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение прокурорского надзора, порождающее правовые последствия для конкретных юридических лиц (организаций). Представление прокурора может быть вынесено только в случае установления факта нарушения закона. Невыполнение в срок законного требований прокурора, вытекающих из его полномочий, является основанием для привлечения к административной ответственности (статья 17.7 КоАП РФ).
Следовательно, представление прокурора, вынесенное в рамках осуществления прокурорского надзора должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
Согласно оспариваемому представлению, выданному заявителю, должностное лицо прокуратуры требует: [ вписать нужное ].
В качестве нарушения заявителю вменяется то, что [ вписать нужное ].
[ Указать сведения о правах, свободах и законных интересах заявителя, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым представлением, а также нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое представление ].
Таким образом, вывод должностного лица прокуратуры о нарушении заявителем действующего законодательства, выразившимся в [ вписать нужное ], противоречит требования действующего законодательства, в частности, [ вписать нужное ].
В силу статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации” прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 КоАП РФ в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015, указано, что представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ. Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ (ответ на вопрос N 19).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 198, 199 АПК РФ,
1. Признать недействительным представление [ указать фамилию, имя, отчество и должность прокурора, вынесшего оспариваемое представление ] от [ число, месяц, год ] N [ значение ] об устранении нарушений закона.
1) уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3) копии свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица;
4) выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
5) копия представления от [ число, месяц, год ] N [ значение ];
6) документ, подтверждающий полномочия на подписание заявления;
7) [ иные документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования ].
[ должность, подпись, инициалы, фамилия ]
[ число, месяц, год ]
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Примерная форма заявления о признании недействительным представления прокурора (арбитражный суд)
Разработана: Компания “Гарант”, октябрь 2019 г.
Административное исковое заявление
о признании недействительным представления прокурора
В прокуратуру [наименование органа прокуратуры] поступило обращение [наименование/Ф. И. О.], в котором указанное лицо просит [вписать нужное].
В ходе проверки прокуратурой установлено, что [вписать нужное].
По результатам проведенной проверки [указать фамилию, имя, отчество и должность прокурора, вынесшего оспариваемое представление] (далее – должностное лицо прокуратуры) [наименование юридического лица] (далее – истец) внесено представление от [число, месяц, год] N [значение], из которого следует, что [вписать нужное].
Истец полагает, что оспариваемое представление является недействительным, нарушает права и законные интересы истца, а именно:
Представление об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение прокурорского надзора, порождающее правовые последствия для конкретных юридических лиц (организаций). Представление прокурора может быть вынесено только в случае установления факта нарушения закона. Невыполнение в срок законного требования прокурора, вытекающего из его полномочий, является основанием для привлечения к административной ответственности (статья 17.7 КоАП РФ).
Следовательно, представление прокурора, вынесенное в рамках осуществления прокурорского надзора, должно содержать только законные требования, то есть на лицо может быть возложена обязанность по устранению нарушений лишь тех требований, соблюдение которых обязательно для него в силу закона.
Согласно оспариваемому представлению, выданному истцу, должностное лицо прокуратуры требует: [вписать нужное].
В качестве нарушения заявителю вменяется то, что [вписать нужное].
[Указать сведения о правах, свободах и законных интересах истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым представлением, а также нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое представление].
Таким образом, вывод должностного лица прокуратуры о нарушении истцом действующего законодательства, выразившемся в [вписать нужное], противоречит требованиям действующего законодательства, в частности, [вписать нужное].
В силу статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I “О прокуратуре Российской Федерации” прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 КоАП РФ в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2015), утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015, указано, что представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ. Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ и главой 24 АПК РФ (ответ на вопрос N 19).
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Истец полагает, что единственной возможностью восстановления нарушенных прав и свобод истца является обращение в суд с настоящим исковым заявлением.
На основании изложенного, руководствуясь главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
1. Признать недействительным представление [указать фамилию, имя, отчество и должность прокурора, вынесшего оспариваемое представление] от [число, месяц, год] N [значение] об устранении нарушений закона.
2. Возложить на [указать фамилию, имя, отчество и должность прокурора, вынесшего оспариваемое представление] обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов истца.
1) уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют/копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3) копия представления от [число, месяц, год] N [значение];
4) [документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования];
5) доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца.
Возражения на представление прокурора
Возражения на представление прокурора подаются при обжаловании им решения суда первой инстанции.
Образец возражений на представление прокурора по гражданскому делу, с учетом последних изменений законодательства. Прокурор принимает участие в рассмотрении ограниченного круга гражданских дел. Перечень таких дел приведен в статье 45 ГПК РФ.
Прокурор, принимавший участие в деле, имеет право обжалования судебных постановлений. Неявка прокурора для участия в деле не лишает его возможности обжалования. Жалоба прокурора на определение или решение суда называется представлением. Если прокурор не привлекался к участию в деле и не имеет по закону права на участие в деле, он не может обжаловать судебное решение. Лица, участвующие в деле, в случае подачи представления прокурором имеют право подать на него свои возражения.
Возражения на представление ничем не отличается от возражений на апелляционную жалобу других лиц, участвующих в деле. Воспользуйтесь дополнительной информацией, которая приведена в этой публикации.
Если прокурор ссылается на нарушение судом процессуальных норм при рассмотрении дела, на обстоятельства, которые им неверно истолкованы, подача возражений для лиц, согласных с решением суда, обязательна. Возражения подаются в письменной форме, адресуются в суд второй инстанции, подаются в суд, вынесший судебное постановление. Срок подачи возражений будет указан в извещении из суда, с которым поступит копия представления прокурора.
Возражения не оплачиваются государственной пошлиной. Лицо, подавшее возражения на представления прокурора не обязано прилагать к нему дополнительные доказательства. Участие в судебном заседании второй инстанции является правом, но не обязанностью граждан. Однако следует учесть, что прокурор обычно принимает участие в этом судебном заседании.
Если заявитель согласен с позицией прокурора и хочет ее поддержать в апелляционной инстанции, вместо подачи возражений можно подготовить отзыв по нашему образцу.
Подача возражений в суд
Подача возражений происходит после поступления в суд представления прокурора на решение суда. Суд первой инстанции устанавливает срок подачи таких возражений. Возражения стоит адресовать суду апелляционной инстанции, но подавать их нужно непосредственно через суд 1 инстанции.
Если срок подачи возражений пропущен и дело уже направлено в апелляционную инстанцию, то возражения можно подать как в суд первой инстанции, так и в апелляционный суд.
Образец возражений на представление прокурора
В ___________________ (наименование суда)
От: _______________ (ФИО полностью, адрес)
Возражения на представление прокурора
«___»_________ ____ г. ____________ (наименование суда) было вынесено решение (определение) по гражданскому делу по иску _________ (ФИО истца) к _________ (ФИО ответчика) о _________ (указать сущность исковых требований). Решением (определением) суда _________ (указать, как разрешено дело (вопрос) по существу).
При рассмотрении дела участвовал прокурор _________ (указать, в каком качестве прокурор участвовал в деле, в качестве заявителя в интересах конкретного гражданина, неопределенного круга лиц, или государства, или был привлечен судом к участию в деле для дачи заключения). «___»_________ ____ г. от прокурора поступило представление на судебное постановление, в котором заявлено _________ (указать, что требует прокурор в своем представлении).
Возражаю по доводам представления _________ (указать, почему доводы представления прокурора не обоснованы, какие обстоятельства прокурором изложены неверно, какие законы трактуются неправильно).
Решение (определение) суда полностью соответствует закону. Обстоятельства, имеющие юридическое значение при рассмотрении дела, установлены судом верно. Доводы прокурора проверялись судом первой инстанции, при этом суд не согласился с ними обоснованно по указанным в решении основаниям. Считаю, что оснований для удовлетворения представления прокурора и отмены судебного постановления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 325, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ,
Прошу:
Оставить решение (определение) суда от «___»_________ ____ г. без изменения, представление прокурора без удовлетворения.
Перечень прилагаемых к возражениям документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):
- Копия возражений
- Дополнительные доказательства, подтверждающие имеющиеся возражения
Дата подачи возражений: «___»_________ ____ г. Подпись заявителя: _______
Скачать образец возражений:
Возражения на представление прокурора
Обжалование представления прокуратуры образец
Граждане, или юридические лица нередко жалуются прокурору на нарушение законодательства.
Одним из актов прокурорского реагирования на нарушения законодательства является представление прокурора, которое готовится по результатам рассмотрения собранных материалов прокурорской проверки.
Пунктом 1 ст. 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации” установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Представление прокурора обычно содержит примерно такое требование:
“. безотлагательно рассмотреть с участием прокурора представление и принять меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности долностное лицо ФИО”;
или “. незамедлительно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры; принять меры по устранению и недопущению впредь выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих; привлечь к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения; о результатах рассмотрения представления с приложением документов сообщить в прокуратуру в установленный законом срок”.
Более конкретную формулировку требований прокурорского представления на практике встретить сложно.
Стоит отметить, что в большинстве случаев “нарушитель закона” получив представление прокурора с подобной формулировкой прекрасно понимает какие именно меры для устранения допущенных нарушений закона ему необходимо предпринять.
Однако встречаются представления прокурора, требования которых (“устранить нарушения”) не представляется возможным исполнить, потому как не только само требование сформулировано без конкретизации мер, которые могут быть приняты, но и “описательная” часть представления фактически не называет ни вменяемого нарушения, ни ссылки на нарушенную норму закона.
Какие предъявляются требования к прокурорскому представлению?
В законе “О прокуратуре РФ” четких требований к содержанию представления прокурора не содержится.
Это, однако, не означает, что допускается вносить представление не мотивированное, не содержащее ссылок на конкретные нормы закона или подзаконного акта, нарушения которых прокурор усмотрел в действиях лица, которому представление адресовано.
В представлении прокурора должны быть отражены:
- орган, должностное лицо, которому оно вносится;
- источники информации об имевших место нарушениях закона;
- характеристика нарушений закона, анализ их причин и способствовавших им условий;
- требования прокурора об устранении нарушений закона и породивших их обстоятельств;
- указания, касающиеся порядка и сроков рассмотрения представлений.
Рекомендации прокурора по устранению нарушений закона должны иметь правовую направленность и не нести на себе печать вторжения в ту сферу деятельности, которую принято обозначать как оперативно-хозяйственную.
Например, в адрес председателя одного из ТСЖ внесено представление прокурора об устранении нарушений жилищного законодательства.
Что именно следовало предпринять ТСЖ для устранения якобы имевших место быть нарушений ЖК РФ из представления не следовало. Более того, представление прокурора, формально содержащее ссылки на нормы Жилищного кодекса РФ, фактически не содержало ссылки на нормы закона, которые были нарушены должностными лицами ТСЖ. Кроме того, требования прокурорского представления фактически были направлены на обязание ТСЖ предпринять меры по оформлению договорных отношений с третьими лицами, размещающими рекламу на жилом доме, либо на принятие мер по обращению в суд с иском о демонтаже рекламных конструкций, что можно квалифицировать как вторжение в хозяйственную деятельность ТСЖ.
Ответ на представление прокурора
В таких случаях у лица, которому вносится представление, имеется два варианта: исполнить требование прокурора или обжаловать представление в суд. Закон “О прокуратуре РФ” не предусматривает возможности вступать в полемику с прокурором на предмет обоснованности его требований, вместе с тем, в случае, когда представление не отличается достаточной ясностью изложенного и не совсем понятно, что хочет от вас прокурор, полагаем возможным написать ответ прокурору.
В вышеприведенном нами случае, был дан следующий ответ прокурору на представление об устранении нарушений жилищного законодательства: “. для целей создания возможности исполнения представления заместителя прокурора округа . об устранении нарушений жилищного законодательства от . года просим конкретизировать (уточнить) требования к должностным лицам ТСЖ “. “: указать какие действия (бездействие) должностных лиц ТСЖ “. ” нарушают жилищное законодательство; какие императивные нормы закона нарушены действиями (бездействием) должностных лиц ТСЖ “. “.
Прокурор, ознакомившись с данным ответом, в устной форме указал на то, что, в порядке исполнения указанного представления об устранении нарушений жилищного законодательства, достаточным будет являться ответ ТСЖ, в котором указано, что “меры по устранению нарушений закона приняты”, на чем данный инцидент и был исчерпан, в суд никому обращаться не пришлось.
Признание судом незаконным представления прокурора
Представление прокурора может быть обжаловано в суд.
Напомним, что в законе установлена ответственность за неисполнение требований прокурора.
В соответствии со статьей 17.7 КоАП РФ, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Таким образом, если проигнорировать прокурорское представление – оставить его без ответа, действий по устранению нарушений закона не предпринять, прокурор вынесет постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, после дело будет передано на рассмотрение мировому судье.
Следует иметь ввиду, что “прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса). При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований” (Определение Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 N 84-О).
Таким образом, оценка законности требований, содержащихся в представлении прокурора может быть дана судом либо в рамках дела по заявлению об обжаловании представления (признании его незаконным), либо мировым судьей в рамках административного производства по статье 17.7 КоАП РФ. Обратим внимание, что и в том и в другом случае бремя доказывания факта нарушений закона и правомерности требований представления лежит на прокуроре, то есть законность и обоснованность своего представления должен доказывать в суде прокурор.
Александр Отрохов, Правовой центр “Логос” (г. Омск), 13.03.2013г.
Обжаловать акт прокурорского реагирования (Жанна Сейдалина, председатель коллегии по гражданским и административным делам Карагандинского областного суда, к. ю. н.)
председатель коллегии по гражданским и административным делам
Карагандинского областного суда, к. ю. н.
В настоящее время ведется активная работа по разработке изменений и дополнений в нормативные постановления Верховного Суда в связи с изменением действующего законодательства, в частности в Нормативное постановление Верховного Суда «О некоторых вопросах применения судами норм Главы 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан» от 24 декабря 2010 года № 20.
П. 5 Нормативного постановления предлагается дополнить абзацем следующего содержания: «Акты прокурорского надзора, в том числе представления, подлежат обжалованию в порядке гл. 29 ГПК, если физическое или юридическое лицо считает, что представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод либо незаконно возлагает на него какие-либо обязанности». А п. 11 дополнить предложением: «Акты прокурорского надзора могут быть обжалованы в порядке гл. 29 ГПК до исполнения содержащихся в них требований».
На первый взгляд такое разъяснение соответствует содержанию ст. 8 Закона «О Прокуратуре», согласно которой определено, что действия и акты прокурора могут быть обжалованы вышестоящему прокурору либо в суд. Однако не все акты прокурорского надзора могут быть предметом гражданского судопроизводства.
В порядке гл. 29 ГПК, согласно разъяснениям, данным в п. 5 Нормативного постановления Верховного Суда «О некоторых вопросах применения судами норм главы 27 ГПК» в соответствии с п. 2 ст. 76 Конституции РК, ст. 293 ГПК заявитель вправе обжаловать коллегиальное или единоличное решение государственного органа, органа местного самоуправления, действие (бездействие) должностного лица или государственного служащего, если они отвечают одно временно двум критериям:
– вытекают из публично-правовых отношений (отношений власти и подчинения) в сфере государственного управления;
– порождают для заявителя любое предусмотренное пп. 1) 3) ч. 1 ст. 293 ГПК правовое последствие.
Правовые последствия, указанные в названных подпунктах, следующие. Заявитель полагает, что решением государственного органа, органа местного самоуправления, действием (бездействие) должностного лица или государственного служащего:
– нарушены права и свободы гражданина и законные интересы юридического лица;
– созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, а также юридическим лицом законных интересов;
– на гражданина или юридическое лицо незаконно наложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии со ст. 18 Закона «О прокуратуре» актами прокурорского надзора являются: протест, постановление, предписание, заявление, санкция, указание, представление, обращение, предостережение, разъяснение закона. Следовательно, предлагаемая редакция Нормативного постановления указывает на возможность обжалования любого из вышеперечисленных актов прокурорского надзора.
Ст. 8 Закона «О прокуратуре» оговаривает лишь общие правила реализации возможности обжалования актов прокурорского надзора, в том числе и в уголовном судопроизводстве. Тогда как из содержания статей, перечисляющих виды актов прокурора, следует, что только в отношении предписания имеется ссылка на возможность его обжалования в суде ( ст. 24 Закона «О прокуратуре»). В отношении же остальных актов прокурорского реагирования такая регламентация отсутствует.
Нижеприведенные доводы позволяют сделать вывод, что в отношении остальных актов прокурорского надзора все-таки определен другой порядок проверки их обоснованности, а не прямой путем подачи иска о признании акта недействительным.
Несмотря на то, что протест является действием должностного лица прокурора и вытекает из публично-правовых отношений, сам по себе данный акт еще не порождает для гражданина или юридического лица каких-либо правовых последствий. Протест это требование должностного лица по исправлению допущенной ошибки уполномоченным на то органом или лицом, принявшим незаконные акт, решение, или вышестоящим органом либо вышестоящим должностным лицом.
Оконченным требование может считаться только при его разрешении по существу: отрицательном либо положительном. В связи с чем само по себе требование еще ни для кого не влечет правовых последствий.
Ст. 19 Закона «О прокуратуре» устанавливает отсутствие обязанности в удовлетворении протеста, который может быть и отклонен. Законодательное предписание состоит только в обязательности рассмотрения протеста в установленные законом сроки, как правило, в течение десяти календарных дней с извещением прокурора о дате рассмотрения протеста (ст. 19 Закона).
В случае неудовлетворения протеста, прокурор в соответствии с п. 2 ст. 23 Закона «О прокуратуре», а также ч. 1 ст. 298 ГПК обращается в суд с заявлением о признании опротестованного акта или действия незаконным. Такое заявление в связи с отклонением или оставлением без рассмотрения протеста рассматривается судом в порядке, установленном законом.
В связи с чем можно сделать вывод, что протест прокурора, поданный прокурором в порядке надзора за законностью в социально-экономической сфере, не входит в перечень актов, которые могут быть оспорены в суде в порядке гл. 29 ГПК.
Так, протест как акт прокурорского надзора, осуществляемого в соответствии с пп. 10 ст. 4 Закона «О прокуратуре» при представлении интересов государства в суде, вносится прокурором в гражданском, уголовном и административном судопроизводстве. Порядок внесения протестов регламентируется соответствующими процессуальными законами и, конечно же, такой акт прокурорского реагирования не может быть оспорен, так как протест в данном случае является формой возражения, мнением уполномоченного должностного лица в отношении правильного применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении конкретного судебного дела.
Определенный в ст. 20 Закона «О прокуратуре» акт прокурорского надзора постановление, из содержания условий его вынесения также не может быть предметом гражданского судопроизводства. Так, согласно п. 1 ст. 20 Закона прокурор в зависимости от характера нарушения закона выносит постановления по уголовному делу, о возбуждении дисциплинарного производства, производства об административном правонарушении. Все вышеперечисленные сферы внесения такого акта не входят в предмет гражданского процесса, а обжалуются в порядке уголовного либо административного судопроизводства. Что касается возбуждения дисциплинарного производства, то, как и протест, само постановление о возбуждении еще не является тем решением, которое может быть обжаловано в порядке гл. 29 и ст. 293 ГПК. Тогда как принятое по возбужденному по постановлению прокурора дисциплинарному производству решение, конечно же, может быть предметом рассмотрения в суде.
Другие акты прокурорского надзора: санкция, указание, заявление, обращение, предостережение, разъяснение закона при детальном разборе их правового содержания также не относятся к решениям должностного лица, подлежащих судебному оспариванию, в силу регламентации ст. 293 ГПК.
Невозможным представляется рассмотрение в гражданском процессе дела по обжалованию таких актов прокурорского надзора, как заявление, обращение, предостережение, разъяснение закона.
Акт прокурорского реагирования санкция ( ст. 21 Закона «О прокуратуре») в большей степени относится к уголовному судопроизводству. Возможны спорные вопросы в отношении санкционирования доступа государственных органов и их должностных лиц (за исключением должностных лиц Национального банка РК) к документам, содержащим банковскую тайну, которое могло бы быть предметом обжалования ( пп. 5-2 данной статьи). Однако в судебной практике таких дел не было, да и процедура обжалования этой санкции прокурора в гражданском судопроизводстве достаточно сомнительна.
Наибольшие споры в судебной практике, на наш взгляд, возникают по поводу возможности обжалования в суде представления прокурора.
Согласно ст. 25 Закона «О прокуратуре» прокурор в пределах своей компетенции вносит представления:
– об устранении нарушений законности;
– об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений и других правонарушений;
– по вопросам лишения неприкосновенности лиц, обладающих этим правом в соответствии с Конституцией РК;
– в иных случаях, установленных законом.
Представление подлежит рассмотрению должностным лицом или органом с обязательным принятием мер по устранению нарушений законности, а также причин и условий, способствующих им, в сроки, установленные прокурором, но не позднее 30 календарных дней.
Прокурор вправе участвовать при рассмотрении представления. О времени и месте рассмотрения представления прокурор должен быть уведомлен государственным органом или должностным лицом не позднее трех календарных дней до дня рассмотрения представления.
О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщается в прокуратуру в течение трех рабочих дней со дня рассмотрения представления.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание это субъект, в адрес которого вносится такое представление орган или должностное лицо. В адрес гражданина представление не выносится.
Как и в отношении вышеперечисленных актов прокурорского надзора (за исключением предписания), порядок обжалования представления в ст. 25 Закона «О прокуратуре» не регламентирован.
По своему содержанию представление как акт прокурорского надзора является мнением должностного лица об установлении нарушений законности и предложений по необходимости принятия мер для устранения этих нарушений. При этом лицо, в адрес которого вносится представление, обладает определенной процессуальной самостоятельностью как по выбору путей исполнения представления, а также и возможностью его неисполнения. В отличие от предписания прокурора, представление не обладает принудительным механизмом его исполнения, предусмотренного ст. 261 Закона «О прокуратуре».
Фактически, внесенным представлением какие-либо свободы гражданина и законные интересы юридического лица не нарушаются. Этим актом еще не создаются препятствия к осуществлению гражданином своего права, и на гражданина или юридическое лицо не возлагается какая-либо обязанность. Прокурор лишь выражает свое представление, каким образом могут или должны быть устранены выявленные нарушения конкретным субъектом, в чей адрес данное представление внесено.
Но возникает вопрос: могут ли акты прокурорского реагирования вообще быть предметом проверки их обоснованности и законности?
Ответ содержится в самом Законе «О прокуратуре», а именно в ст. 23 : «В случаях отклонения актов прокурорского надзора либо нерассмотрения их в установленный законом срок, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительными действий и актов органов и должностных лиц, а также об устранении нарушений законов.
Заявление в суд в связи с отклонением или оставлением без рассмотрения актов прокурорского надзора рассматривается судом в порядке, установленном законом».
То есть рассмотрение вопроса обоснованности внесенного представления, в случае неудовлетворения содержащихся в нем указаний, может быть предметом рассмотрения в суде только через процедуру подачи заявления прокурором в суд о признании недействительными действий и актов органов и должностных лиц, а также об устранении нарушений законов. Но не через подачу иска к прокурору о признании акта прокурорского надзора незаконным и его отмене.
В связи с чем предлагаемые дополнения в Нормативное постановление Верховного Суда «О некоторых вопросах применения судами норм гл. 27 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан» от 24 декабря 2010 года № 20, в части разъяснений относительно обжалования актов прокурорского надзора требуют дополнительного обсуждения и проработки.
Источники:
http://base.garant.ru/55729549/
http://zakon.kadastr61.ru/mainmenu/biblioteka/obrazczyi-iskovyix-zayavlenij/2017/10/11/administrativnoe-iskovoe-zayavlenie-o-priznanii-nedejstvitelnyim-predstavleniya-prokurora/
http://vseiski.ru/vozrazheniya-na-predstavlenie-prokurora.html
http://logos-pravo.ru/articles/obzhalovat-predstavlenie-prokurora-v-sud-ili-dat-otvet-na-nego
http://www.zakon.kz/4847461-obzhalovat-akt-prokurorskogo.html