1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Общественный торговый контроль проверка

Вниманию торговых организаций: общественный контроль неправомерен – МАРТ

В МАРТ поступают обращения организаций торговли и услуг о проведении общественными объединениями потребителей и коммерческими организациями контрольных проверок торговых организаций, по результатам которых при обнаружении товаров с истекшим сроком годности или иных нарушений правил торговли взамен сокрытия информации о выявленных нарушениях, не направления её в уполномоченные государственные органы понуждают продавцов подписывать договоры для участия в платных семинарах.

МАРТ информирует торговые организации, что подобные проверки неправомерны.

Проверки организаций, их обособленных подразделений вправе проводить только государственные органы и иные организации, уполномоченные законодательными актами или нормативными правовыми актами Правительства Республики Беларусь на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов и включенные в перечень контролирующих (надзорных) органов с указанием сфер контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Пунктом 5 названного Указа предусмотрен прямой запрет на проведение общественного контроля коммерческими организациями и общественными объединениями, за исключением профсоюзов.

В ряде случаев деятельность лжеконтролеров осуществляется с применением противоправных методов: под видом защиты прав потребителей запугивают продавцов несоразмерными штрафами и понуждают продавцов заключать договоры на посещение нарушителями платных семинаров.

Торговые организации принимают решение о заключении подобного рода сделок ради сокрытия нарушений. Подобные действия и их мотивация по своей природе противоправны.

Зачастую субъекты торговли поясняют, что соглашаются на такие сделки ввиду высокого размера штрафа за просроченный товар (который больше стоимости обучающего семинара).

Однако следует отметить, что согласно статье 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях:

  • нарушение правил торговли влечет наложение штрафа в размере до 10 базовых величин; повторное нарушение правил торговли в течение одного года со времени установления первого нарушения – от 10 до 30 базовых величин;
  • за продажу просроченного товара предусмотрен штраф в размере до 500 базовых величин.

При этом, пунктом 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» установлено, что принятие решения о привлечении к административной ответственности должно основываться на принципах соразмерности наказания характеру совершенного субъектом хозяйствования правонарушения и наступившим в результате его совершения последствиям.

Таким образом, государством предприняты меры по исключению оснований для деятельности лжеконтролеров.

Пресечь практику навязывания субъектам торговли платных образовательных услуг в обмен на сокрытие информации о выявленных в торговых объектах нарушениях торговые организации в состоянии самостоятельно, прекратив приобретение таких услуг и наладив должный внутренний контроль за соблюдением работниками требований законодательства о торговле и защите прав потребителей.

При этом МАРТ обращает внимание торговых организаций на необходимость обеспечения основополагающего права потребителей на качество и безопасность товара.

Форум

Если это ваш первый визит, рекомендуем ознакомиться с правилами портала.

Для того, чтобы вы могли оставлять на форуме сообщения, вам необходимо зарегистрироваться.

Нажмите ссылку Регистрация, чтобы продолжить.

О ПОЛНОМОЧИЯХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

29 июня 2005 г.
N 0100/4938-05-32

В связи с большим количеством обращений о полномочиях
общественных объединений потребителей по защите прав потребителей
Роспотребнадзор разъясняет.
Статья 45 Закона Российской Федерации «О защите прав
потребителей» (далее — Закон) определяет права общественных
объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) в области защиты прав
потребителей.
Так, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы)
для осуществления своих уставных целей вправе:
участвовать в разработке обязательных требований к товарам
(работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных
правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области
защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров
(работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров
(работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями)
информации о них;
проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового,
бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о
выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указанные акты
для рассмотрения в уполномоченные органы государственной власти, а
также информировать органы местного самоуправления о выявленных
нарушениях, участвовать по просьбе потребителей в проведении экспертиз
по фактам нарушения прав потребителей;
распространять информацию о правах потребителей и о необходимых
действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных
исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию,
которая будет способствовать реализации прав и законных интересов
потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их
ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества
товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации
предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ,
услуг), по приостановлению производства и реализации товаров
(выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка
товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и
установленным законодательством Российской Федерации о техническом
регулировании обязательным требованиям;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной
власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих
производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг),
не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а
также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о
признании недействительными актов федеральных органов исполнительной
власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих
законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав
потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и
законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей,
неопределенного круга потребителей).
Необходимо отметить, что отдельные общественные организации по
защите прав потребителей в качестве единственного и приоритетного
направления своей деятельности определяют контрольные функции,
организуя проверки хозяйствующих субъектов по вопросам, не относящимся
к их компетенции, превратно истолковывая при этом принципы
общественного (негосударственного) контроля, положенные в основу ст.
45 Закона.
Подобные факты дискредитируют общественное движение потребителей
и не способствуют ни росту его авторитета, ни взаимопониманию с
предпринимательским корпусом.
По мнению Роспотребнадзора, основными ошибками при проведении
проверочных мероприятий представителями общественных объединений
потребителей следует считать:
требования о предъявлении субъектами предпринимательской
деятельности трудовых договоров с работниками и их медицинских книжек;
проверку соблюдения санитарных правил и норм;
проверку наличия документов об образовании торговых работников,
санитарно-эпидемиологических заключений и заключений Госпожнадзора;
проверку правильности применения контрольно-кассовых машин;
проверку наличия и порядка ведения журнала учета мероприятий по
контролю, предусмотренного ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N
134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»,
субъектами которого общественные организации не являются, и прочие.
Необходимо отметить, что п. 2 ст. 45 Закона, предусматривающий
возможность проверки соблюдения прав потребителей и правил торгового,
бытового и иных видов обслуживания потребителей, а также составление
актов о выявленных нарушениях прав потребителей, сводит
соответствующее право общественных объединений потребителей (их
ассоциаций, союзов) к выявлению именно нарушений прав потребителей,
т.е. к установлению фактов, свидетельствующих исключительно о
несоблюдении императивных норм потребительского законодательства,
устанавливающих эти права.
Таким образом, в соответствии с Законом Российской Федерации «О
защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе
осуществлять именно общественный контроль соблюдения прав и интересов
потребителей с применением соответствующих мер общественного
воздействия на изготовителя (исполнителя, продавца). Действенной мерой
является разъяснительная и просветительская работа среди
предпринимательских структур и граждан-потребителей, консультирование,
оказание помощи в составлении искового заявления и сопровождении дел
при судебной защите, широкое информирование населения через СМИ о
правах потребителей.
Территориальным управлениям Роспотребнадзора необходимо
вырабатывать наиболее эффективные формы и направления взаимодействия с
общественными объединениями потребителей по формированию и реализации
национальной политики в области защиты прав потребителей, что среди
прочего может находить свое практическое выражение в работе
координационных советов по защите прав потребителей в субъектах
Российской Федерации и в региональных программах по защите прав
потребителей.
Территориальным управлениям Роспотребнадзора следует продолжить
работу по обеспечению действенного взаимодействия с общественными
объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами),
зарегистрированными в установленном порядке на территории
соответствующего региона.
По итогам работы с общественными объединениями потребителей за
III квартал 2005 года следует в срок до 01.10.2005 представить в
Роспотребнадзор обобщенную информацию по данному вопросу (в том числе
на электронном носителе информации).

Заместитель руководителя
Л.П.ГУЛЬЧЕНКО
29 июня 2005 г.
N 0100/4938-05-32

Пришла проверка из РООП ЗПП «ОБТОРГКОНТРОЛЬ»

Аноним сказал(-а): 26.10.2012 20:16

Пришла проверка из РООП ЗПП «ОБТОРГКОНТРОЛЬ»

Я ИП на УСН-15. Такой вопрос, пришла проверка из РООП ЗПП «ОБТОРГКОНТРОЛЬ», сначала была контрольная закупка, потом вернулись показали ксивы, составили акты. Так как мы занимаемся продажей в розницу непродовольственных товаров, то сказали, что нет вывески с временем работы на двери (хотя сидим мы в БЦ и снимаем офис), сказали ценники оформленны на товар не правильно, нет описания товара в должном образе и т.д. Честно намекали на деньги, но ничего мы им не дали. Тогда дали извещение на рассмотрение акта, который сразу и составили с нарушениями. На многие «нарушения» закрыли глаза

Стал искать в интернете информации практически нет? Кто сталкивался? Законно или ? Что делать?

gnews сказал(-а): 26.10.2012 20:21

Над.К сказал(-а): 26.10.2012 20:24

Аноним сказал(-а): 26.10.2012 20:25

Аноним сказал(-а): 26.10.2012 20:26

Над.К сказал(-а): 26.10.2012 20:44

Аноним сказал(-а): 26.10.2012 20:53

gnews сказал(-а): 26.10.2012 20:55

Над.К сказал(-а): 26.10.2012 21:06

Аноним сказал(-а): 26.10.2012 23:29

Над.К сказал(-а): 27.10.2012 11:43

ZZZhanna сказал(-а): 27.10.2012 12:34

Аноним сказал(-а): 31.10.2012 09:27

Аноним сказал(-а): 31.10.2012 09:41

Аноним сказал(-а): 27.12.2012 20:41

АНОНИМ сказал(-а): 29.01.2013 11:41

МРООП ОБТОРГКОНТРОЛЬ

Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)

(в ред. Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ)

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) не вправе требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя не установлена законом;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);
участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Читать еще:  Комментарии к ст 180 тк рф

Дмитрий Г сказал(-а): 31.01.2013 16:39

обторконтроль

Первый раз пришли примерно год назад.
Тогда мой сотрудник был один с несколькими клиентами. Торопливо купили 1 ед. товара примерно на 100 руб. Мой сотрудник попросил подождать, если будет нужен чек — у него частично уже была набита сумма более существенная с другим клиентом, с которым он еще не закончил ( с большим количеством номенклатуры ) и сбрасывать всю работы ради 1 товара ценой в 100 руб не стал. Положил деньги на стол, чтобы пробить позже. Эти товарищи сказали, что чек не нужен и вышли. Через три минуты вернулись с ксивами. Мол чек не дал и давай приставать то книгу жалоб, то ценники.
Каюсь, были нарушения. Составили акт с требованием о предоставлении документов и объяснений.
Более безграмотно составленного акта я в жизни не видел.
Ну да ладно, взял бумажки и поехал к ним. Найти их в здании не слишком просто. Там сидит девушка. Одна одинешенька — по крайней в комнате с их табличкой. Говорю, мол драсьте, привез документы. По доброму, так сказал. А она мне давай про сурьезность нарушений и т.д. Я говорю, мол, а с какой радости вы к нам пришли? Аль жалобы есть, какие от клиентов недовольных обслуживанием или качеством предлагаемого товара? А товар у нас специфический и каждому клиенту мы о нем рассказываем не в 2-х словах, а в деталях. И бренды не китайские а самые что ни наесть известные в нашем кругу и не только. Основная торговля идет через интернет — там расписаны все характеристики. В общем если бы клиенты были недовольны — то сперва пришли бы к нам. Специфика нашего бизнеса такова, что мы даже после гарантийного периода бесплатно меняем/ремонтируем, если что-то не так. А уж если непосредственно сразу после покупки — то это просто обязательно. Ну т.е. я полагаю, что раз клиенты к нам не приходили/не звонили с жалобой, то либо происки конкурентов, либо эта контора занимается зарабатыванием себе на карман, поскольку кроме защиты прав потребителей они похоже занимаются и различной коммерческой деятельностью юридического характера ( есть там у них признаки этого). У меня сложилось четкое впечатление, что девушка хочет денег. Перед походом к ним я немного почитал законодательные акты по подобным организациям. Рассердили они меня немного. Говорю мол, не мешало бы вам оценить жест мое доброй воли, что я к вам приехал. Вы кто такие чтобы требовать привезти вам все, включая уставные документы? И вообще – состалять акты не ваша профиль. Вы моете вызвать сотрудников соответствующих гос. ведомств и уже они могут составлять акты. С вашим актом можете идти куда угодно. Я его в любом суде оспорю такой он кривой. Товар к которому была претензия был описан примерно так: преставьте вы приходите в автосалон а рядом с автомобилем стоит стойка на которой написано: машина. И все. Или в магазине одежды: рубашка. Название брендов написаны с ошибками, артикулы не указаны. Хотя на каждом товаре имеется эта информация от производителя ( правда на англ или немецком)
В общем, говорю, мол если нет больше вопросов – прощайте. Есть желание подавать куда-либо жалобу – подавайте. Это все что вам позволяет законодательство. Если вы выявили нарушение.
И ушел.

Правда недавно снова пришли. На этот раз чек пробили, но нашли опять неск. товаров без ценника. Придется опять с ними возиться, с другой стороны они заставляют сделать, то до чего не всегда доходят руки.
Так что спасибо что они есть )))))

MikleV сказал(-а): 31.01.2013 19:21

Согласен! Это хорошо, что они есть.

Приходили к нам года 3 назад. У нас аптека, и не только аптека, а еще и ветеринарная 🙂
Ну мнго не накопали, всеже правила соблюдаем. Но поразила их ушлость: из 250 наименований товара быстро нашли единственный просроченный, а в другом указали на нарушение хранения: у него, оказывается,в условиях хранения написано 20 градусов, а мы его при 21 хранили.

Сами понимаете при таких нарушениях о мзде говорить не пристало. Однакож разговор с пугалками они завели, но были молчаливо нами не поняты.
Сели они акт писать, написали. Ну мы даже читать не стали его, не то что подписывать. А им сказали: «Огромное спасибо за выявленные недостатки, мы их непременно исправим». Когла они сказали, что в инстанции будут жаловаться, ответили: «Ну вот благодаря Вам мы и исправим все к их инспекции, еще раз вам огромное спасибо за вашу работу!»

Чего-то больше не приходили. 🙂

А вообще неприятное впечатление осталось: создалась полная уверенность что денег состричь пришли.. Эх, видели бы они инспекуию от Горветиснпекции, когда все шкафы выгребаются и каждая ампулка проверяется. Правда о таких инспекциях заранее с сайта ФНС известно, можно морально подготовиться.

Данная организация провела проверку в апреле 2013 в моем магазине в Москве и после выдало акт с нарушениями, который если честно я сам как предприниматель не видел. Могу предположить, что он действительно был, но продавцы до меня его не донесли. Далее началось самое интересное!!
14.08.2013 приезжает в мой магазин курьер и вручает извещение в котором содержится информация о том какой я плохой предприниматель, что нарушаю правила торговли, а также проигнорировал их требование по предоставлению документов. Также в этой бумаге были указание о том что документы по вашему делу отправлены в Государственные контролирующие органы и т.д. и т.п. НО!! внизу маленький абзац намекал все таки на то что неплохо бы посетить их офис и все таки предоставить документы, для так сказать предотвращения серьезных проблем с законом.
15.08.2013 Я звоню в эту организацию и договариваюсь о встрече 16.08.2013
16.08.2013 Приезжаю к ним на Федеративный проспект 29. Встречает меня их сотрудник Романяк Михаил Петрович. По ходу беседы он снова говорит о том что у нас есть нарушение и т.д. и т.п. ПРИЧЕМ привезенные документы его в общем то не интересуют. После он спрашивает за сколько мы устраним нарушения, на что получил от меня ответ, что в течении 2 недель.

ТЕПЕРЬ САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ!! Немножечко огорчившись данным ответом он достает бумажку и предлагает мне ее заполнить. Суть ее заключается в том что я добровольно согласен внести пожертвование в фонд их организации, то есть они предлагали заплатить так сказать за молчание. Далее я взял эту бумагу и сказал что хочу я преобщить к заявлению в суд, по факту ВЫМОГАТЕЛЬСТВА денег с меня. На что вышеупомянутый сотрудник сказал что не выпустит меня из помещения пока я не отдам ему эту бумагу обратно. Как вам нравится ситуация. Чисто русский подход неправда ли.
Я вообщем то против насилия, поэтому решил провести все по закону и вызвал полицию по факту незаконного удержания человека в неволе. Далее начался такое, что театр отдыхает. Сотрудники вместе с моим знакомым стали бегать из кабинета в кабинет и громко разговаривать по телефону, что нужно вызывать понятых, что я «борзый» и т.д. После позвонил их директор, Ольга Алексеевна кажется, и угрожала мне большими проблемами за такое поведение.

Проходит минут 10!! Прибегает мой знакомый и говорит, что я свободен и чуть ли не силой вместе с охраной выпроваживает меня из их здания. Дожидаюсь полицию, при том что театр в исполнении их сотрудников продолжился и там. Вообщем я написал на них заявление в полиции ив прокуратуре.

Держитесь подальше от этой организации !! Это новый вид вымогательства денег..

Общественный торговый контроль проверка

«Идеальных магазинов не бывает». Как Минторг решает, кого проверить и кого наказать

В последнее время Министерство торговли выступает активным поставщиком новостей. В результате проверок на время закрывались такие известные торговые точки, как «Мегатоп», «ОМА», «ДорОрс», «Электросила», «Гиппо», «Евроопт». Из недавнего — санкции в отношении кафе «Штолле» и «Сайгон». Мы решили узнать больше о том, как строится работа сотрудников торговой инспекции и насколько обоснованы их проверки.

Контролеров узнают в магазинах

В будний день в минском офисе торговой инспекции немноголюдно — контролеры работают преимущественно «в поле». На каждую область, а также отдельно Минск приходится по шесть человек. Силами этих сотрудников за два года были проверены почти 3700 объектов. Выходит, что, в среднем, на один день приходилось по 5 проверок.

Фотографируются контролеры торгинспекции неохотно: говорят, что им ни к чему лишний пиар. Некоторых сотрудников уже отлично знают в магазинах.

— Я это вижу по тому, каким образом меня обслуживают и что начинает происходить в магазине, когда я туда захожу, — рассказывает заместитель начальника отдела контроля по Минску Елена Помитинская. — Допустим, магазин, возле которого я живу, с определенного момента начал очень сильно меняться. Хотя, может быть, это просто люди взялись за ум и стали более добросовестно работать…

О торговой инспекции в последнее время говорят много и не всегда хорошо, откровенничает начальник территориального отдела торговой инспекции по Минской области Валерий Чемраев. По долгу службы контролеры внимательно изучают комментарии под статьями о закрытых магазинах, в том числе и на TUT.BY (зачем это нужно, расскажем позже). Не всегда мнение читателей их вдохновляет.

Читать еще:  Могут ли коллекторы заблокировать счета

Если посмотреть со стороны, торгинспекция там приостановила работу магазина или торгинспекция там какие-то санкции применила… Простому обывателю кажется, что мы какие-то звери, мешаем торговле, цепляемся. Но такие мысли исчезают в тот момент, когда проблема касается самого обывателя. Ведь, если разобраться, мы закрываем магазины, в которых имеются серьезные нарушения законодательства о торговле, — аргументирует специалист.

На контроле у инспекторов сегодня немало вопросов: просроченные товары, обман покупателей, рост цен, торговля табаком и алкоголем и так далее. До создания отдельной структуры проверки проводили сотрудники различных отделов Минторга — для них это была дополнительная нагрузка. Поэтому в определенный момент было решено создать специализированное подразделение, в котором собрали людей с опытом ревизорской работы. Кто-то пришел из налоговой или комитета госконтроля, кто-то из исполкома, некоторых сотрудников переориентировали из центрального аппарата Минторга.

Нарушения можно найти практически везде

За два года работы торговой инспекции всего в нескольких магазинах не нашли ни одного нарушения — это явление крайне редкое.

«Идеальных магазинов не бывает»,
— вторят друг другу специалисты и даже оправдывают некоторых руководителей («за всем уследить невозможно», «не ошибается тот, кто ничего не делает»). При этом нарушение нарушению рознь. Если у продавца отсутствует бейдж — это одно дело, а реализация просроченных продуктов, которые могут навредить покупателю, — другое, подчеркивает заместитель начальника торговой инспекции Кирилл Слабко.

За мелкие нарушения ответственное лицо получает небольшой штраф. Если на объекте не соблюдается ассортиментный перечень, продаются товары с истекшими сроками годности, Минторгом может быть принято решение о приостановлении его работы.

В абсолютном большинстве случаев к этапу повторной проверки все нарушения устраняют. Лишь дважды инспекция полностью закрывала объекты. В первый раз это был частный магазин в Могилеве, который проигнорировал требования контролеров об устранении нарушений и продолжил работу, несмотря на запрет. И недавний случай: полностью закрыли три кафе «Сайгон» в Ждановичах. К печальным результатам повторной проверки присоединились жалобы санэпидемслужбы и налоговой.

Как обманывают покупателей

На более чем 60% объектов контролеры находят просроченные продукты — эта проблема по-прежнему не теряет актуальности. Чаще всего, дольше положенного лежат в магазине мясные полуфабрикаты. Попадается просроченное пиво (в общепите часто реализуют просроченный алкоголь), кондитерские изделия. Иногда «просрочка» искусно маскируется.

Допустим, расфасовали в магазине сыр. Срок реализации сыра в условиях магазина — 12 часов. За день его не продали. Они меняют этикетку и наклеивают дату сегодняшнюю. По сути сыр уже не годен. Бывали такие случаи, когда даже не снимали полностью пленку (в таком случае это доказать невозможно), а просто наклеивали новую сверху. И таких наклеек может быть 2-3, рассказывает Елена Помитинская.

Покупателей обвешивают — такое нередко случается с предварительно расфасованным и взвешенным товаром. Расхождения могут быть на десятки, а то и сотни граммов, говорят в инспекции. С учетом стоимости, к примеру, колбасы — это обман на 1,5-25 тысяч рублей.

В общепите повара иногда забывают про технологическую карту и предлагают клиентам более скромные порции, чем указано в меню. К примеру, блюдо должно весить 200 граммов, а на выходе получается 170. Иногда в ход идут более дешевые ингредиенты: в салате должна использоваться моцарелла, а кладут обычный российский сыр.

В некоторых случаях товар, упакованный и взвешенный производителем, нас обязывают нести на весы. Инспекторы приводят в пример килограммовые упаковки киви или черри. Покупатели в итоге платят в том числе и за вес упаковки. Кстати, именно по поводу киви торговая инспекция в данный момент судится с одной из крупных торговых сетей.

Дело в том, что киви имеют свойство усыхать, поэтому производителем изначально закладывается в эту корзинку больше. Но если быстро реализовать продукт, можно продать упаковки по килограмму сто-двести. Мы посчитали, что это обман покупателя.

Бесплатная упаковка — еще одна больная тема. Товар, который требует расфасовки (фарш, печенье), должен упаковываться бесплатно. Это может быть пакет, пленка или контейнер — вид бесплатной упаковки определяет магазин. Увы, приходят к выводу контролеры, в руководстве некоторых магазинов даже не знают об этом правиле.

Иногда обманом для покупателей могут закончиться скидки и акции. В торговом зале намеренно или по недосмотру остается ценник со сниженной ценой, а на деле стоимость оказывается другой.

Несоблюдение ассортиментного перечня в торговой инспекции также считают серьезным нарушением. Некоторые крупные сети, которые торговая инспекция наказывала за недостаточный ассортимент белорусских товаров, впоследствии даже выражали благодарность контролерам, уверяет Валерий Чемраев.

— Белорусский товар на деле оказывается недорогим и ходовым, работать с ним проще. Субъекты иногда просто по привычке работают с импортом и благодаря нашей проверке находят для себя другие варианты.

Что может подтолкнуть к проверке?

Отнюдь не каждая проверка заканчивается составлением акта и привлечением нарушителя к административной ответственности, заверил нас заместитель начальника торговой инспекции Кирилл Слабко. Более трети визитов — это мониторинг, когда контролеры ограничиваются рекомендациями в адрес руководства объектов. И только если при повторном мониторинге результатов не заметно, начинается административный процесс.

Проверки делятся на плановые и внеплановые. С плановыми все понятно — о них известно заранее, к ним магазины и кафе активно готовятся. Однако чаще всего торговая инспекция приходит неожиданно. По закону для каждой такой проверки должны быть основания. Ими могут послужить обращения граждан.

Жалобы потребителей

Жалобы поступают на «телефон доверия» Минторга. Белорусы в этом плане довольно активны: специалисты принимают, в среднем, по 10 звонков в день. Если обращение составлено корректно (названо юридическое лицо, аргументированно описана проблема, само обращение не анонимное), контролеры имеют полное право по этому факту выписать предписание и отправиться на объект с проверкой.

Если какой-то информации не хватает, например, обратившийся не хочет представляться, реагировать сразу на такой звонок специалисты не могут. Магазин впоследствии может оспорить решение в суде, поэтому всегда должен быть конкретный свидетель, объясняют в инспекции. Максимум, что может сделать контролер в такой ситуации, — это внести объект в так называемый «черный список» (сейчас в нем только по Минску около 100 объектов). Когда инспекция будет работать в этом районе, специалисты зайдут в магазин и проверят, имеет ли жалоба под собой основание. Если факт нарушения подтвердится, контролер может организовать официальную проверку.

В торговой инспекции признают, что иногда активность потребителей доходит до абсурда. Так, один покупатель исправно писал в различные инстанции с просьбой наказать магазин, в котором его постоянно обвешивают на 2 грамма, несмотря на то, что такая погрешность предусмотрена в прилагаемых к весам технических документах.

— Бывают жалобы о том, что продавцам не платят зарплату или продавцы не могут разобраться с недостачей, но эти вопросы не входят в нашу компетенцию.

Претензии от общественных организаций

Некоторые обращения составляются, напротив, с юридической точки зрения профессионально, рассказывает Кирилл Слабко. Специалист видит за этим работу общественных объединений.

— По информации субъектов торговли, в последнее время они «затерроризировали» магазины и в Минске, и в областях. Представитель общественного объединения под видом физического лица заходит в магазин, не представляясь, начинает искать просроченные товары, товары с нарушенной целостностью упаковки, собирает это все в корзинку, оплачивает, а потом вызывает администрацию и требует книгу замечаний и предложений.

Из разговора с представителями торговли инспектор сделал вывод, что в некоторых случаях дело доходит до шантажа. Представители общественных организаций пугают обращением в контролирующие органы. Чтобы этого не случилось, сотрудникам магазина предлагается пройти в объединении обучение. Кирилл Слабко считает, что таким проверяющим не хватает «этики контроля».

— Как у нас проходит проверка? — приводит в пример свою работу специалист. — Мы приходим, представляемся, записываемся в книгу проверок, после этого идем вместе с представителем объекта по всему торговому залу. Если что-то находим, демонстрируем ему нарушения. Все идет в присутствии работника, все прозрачно.

Комментарии на форумах, рассказы знакомых, личный опыт

Еще одним источником информации для инспекторов стал интернет. Из комментариев к статьям о закрытых магазинах специалисты узнают, в каких еще объектах есть проблемы. Кроме того, принято заходить на сайты торговых сетей и читать отзывы потребителей. Такая информация не может быть основанием для проверки — в инспекции не исключают случаи конкурентной борьбы. Все жалобы инспекторы проверяют лично, как обычные покупатели.

Главный контролер-ревизор отдела контроля по Минску Елена Ярошевич рассказывает, что в свободное время не может оставаться равнодушной к качеству обслуживания. Заметив нарушения, подходит к сотруднику магазина и просит их исправить. Иногда приходится прибегать к более жестким мерам.

— Был у меня случай. В магазине, где я живу, на Асаналиева, стоимость была заявлена одна, а на кассе пробили другую. Я указала на это сотруднику магазина, на что мне в некорректной форме был дан ответ. Конечно, мы взяли на заметку этот магазин и потом через некоторое время его проверили. Магазин закрыт не был, но штраф администрация получила.


Конфликты случаются редко

Несмотря на некоторую неприязнь со стороны сотрудников магазинов, конфликты с ними случаются редко, рассказывают инспекторы. В отделе контроля по Минску вспомнили лишь об одном случае, когда в адрес проверяющего посыпались реальные угрозы.

— Мы с начальником отдела проверяли объект общественного питания, — рассказывает Елена Помитинская. — В нашем присутствии ей было предложено за определенную сумму удалиться оттуда и забыть все, что происходило. Потом начались угрозы ей и ее семье. В итоге проверка закончилась отделением милиции. Естественно, мы написали заявление.

Позитива в работе инспекторов также хватает. По словам Елены Ярошевич, особенно приятно ходить на повторные проверки, когда видишь, что твои замечания не остались без внимания и от нарушений не осталось ни следа.

Какие права имеет Обторгконтроль?

Добрый день! подскажите как быть в такой ситуации :

К нам в магазин Канцтоваров пришла некая общественная организация ОБТОРГКОНТРОЛЬ с каким-то рукописным извещением о проверке. Нашла в магазине пару незначительных нарушений вида : что на некоторый товар нет на русском языке описания и на одном из товаров не предоставили оперативно сертификат соответствия и качества. На основании этого составили акт и просят в течение 10 дней приехать к ним в офис и предоставить документы недостающие. Почитав про эту организация -стали терзать смутные сомнения, поскольку все документы у нас есть и готовы выслать их в электронном виде. они зачем то просят приехать , также насколько мне известно по закону нам может составить акт и прийти с офиц. проверкой только Роспотребнадзор и проверять состояние товара и остальное.

Как посоветуете действовать в данной ситуации? терзают большие сомнения ,что при поездке в указанную организацию будут только вымогать деньги..

Читать еще:  Куда жаловаться на следователя следственного комитета

Максим, добрый день.

На основании этого составили акт и просят в течение 10 дней приехать к ним в офис и предоставить документы недостающие.

В силу ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей»

1. Граждане вправе объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с уставами указанных объединений (их ассоциаций, союзов) и законодательством Российской Федерации.
2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:
участвовать в разработке обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей в связи с обращениями потребителей. При осуществлении общественного контроля общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) НЕ ВПРАВЕ требовать от изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров) представление документов (выполнение действий), обязанность представления (выполнения) которых по требованию потребителя НЕ установлена законом;

распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, о результатах сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг), а также иную информацию, которая будет способствовать реализации прав и законных интересов потребителей. Публикуемые общественными объединениями потребителей (их ассоциациями, союзами) результаты сравнительных исследований качества товаров (работ, услуг) не являются рекламой;
вносить в федеральные органы исполнительной власти, организации предложения о принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), по отзыву с внутреннего рынка товаров (работ, услуг), не соответствующих предъявляемым к ним и установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательным требованиям;
вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, осуществляющих производство и реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям, а также нарушающих права потребителей, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
обращаться в органы прокуратуры с просьбами принести протесты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления, противоречащих законам и иным регулирующим отношения в области защиты прав потребителей нормативным правовым актам Российской Федерации;
обращаться в суды с заявлениями в защиту прав потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей);
участвовать совместно с органом государственного надзора в формировании открытых и общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей, качества и безопасности товаров (работ, услуг).

Тут есть один нюанс, она, увы не лишена, права обращения с иском в суд, в защиту неопределенного круга лиц в рамках законодательства о защите прав потребителей.

Как было разъяснено в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»

16. Субъектами обращения в суд по делам по спорам о защите прав потребителей являются: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; прокурор; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, и его территориальные органы, а также иные органы в случаях, установленных законом (далее — уполномоченные органы); органы местного самоуправления; общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы), имеющие статус юридического лица.

Но при этом их ограничивают в объеме заявляемых требований

В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона).

В силу ст. 46 Закона

Орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Причем, как было разъяснено в

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1
«О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»

16. Расходы на оплату услуг представителей, понесенные органами и организациями (в том числе обществами защиты прав потребителей), наделенными законом правом на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц (статьи 45, 46 ГПК РФ, статьи 39, 40 КАС РФ, статьи 52, 53, 53.1 АПК РФ), не подлежат возмещению, поскольку указанное полномочие предполагает их самостоятельное участие в судебном процессе без привлечения представителей на возмездной основе.

Таким образом, Вам стоит устранить выявленные нарушения, а указанным лицам сообщить, что являться к ним Вы отказываетесь.

. На основании этого составили акт и просят в течение 10 дней приехать к ним в офис и предоставить документы недостающие.

От них был письменный запрос на предоставление документов? И Какие документы запросили?

К нам в магазин Канцтоваров пришла некая общественная организация ОБТОРГКОНТРОЛЬ с каким-то рукописным извещением о проверке.

Максим и еще уточните, что было указано в данном извещении. Тут важно то имело ли место обращение к ним потребителя в связи с которым они решили организовать проверку. В законе достаточно ясно указано, что

2. Общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) для осуществления своих уставных целей вправе:

проводить независимую экспертизу качества, безопасности товаров (работ, услуг), а также соответствия потребительских свойств товаров (работ, услуг) заявленной продавцами (изготовителями, исполнителями) информации о них;
осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей и направлять в орган государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о фактах нарушений прав потребителей для проведения проверки этих фактов и принятия в случае их подтверждения мер по пресечению нарушений прав потребителей в пределах полномочий указанных органов, участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей В СВЯЗИ С ОБРАЩЕНИЕМ К НИМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

не выполнение данного требование предполагает нелегитимность действий данной общественной организации, а соответственно Вы не обязаны исполнять предъявляемые к Вам требования.

На это было обращено внимание и в судебной практике

Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 19.09.2017 по делу N 33-10992/2017

Нижегородская областная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей» обратилась в суд с иском к ответчику ООО «Гедонист» о возложении обязанности прекратить противоправные действия путем возложения обязанности устранить нарушения, а именно обеспечить возможность ознакомления потребителя в области защиты прав потребителя об их правах и о необходимых действиях по защите их прав; обеспечить возможность ознакомления потребителя с правилами торговли или соответствующего вида обслуживания; обеспечить наличие, доступность и правильность оформления «Книги жалоб и предложений».
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведения общественного контроля за соблюдением прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания со стороны юридического лица были выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии возможности ознакомления потребителя в области защиты прав потребителя об их правах и о необходимых действиях по защите их прав, отсутствии возможности ознакомления потребителя с правилами торговли или соответствующего вида обслуживания, не обеспечении наличия, доступности и правильности оформления «Книги жалоб и предложений». На этом основании Нижегородская областная общественная организация «Комитет по защите прав потребителей» просила суд: обязать ответчика прекратить противоправные действия путем возложения обязанности устранить нарушения, а именно обеспечить возможность ознакомления потребителя в области защиты прав потребителя об их правах и о необходимых действиях по защите их прав; обеспечить возможность ознакомления потребителя с правилами торговли или соответствующего вида обслуживания; обеспечить наличие, доступность и правильность оформления «Книги жалоб и предложений».
Решением Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 21 октября 2016 года постановлено: в удовлетворении искового заявления Нижегородской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей» отказать в полном объеме.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с абз. 9 ст. 45 Закона РФ «О защите прав потребителей», общественные объединения потребителей, вправе обращаться в суды с заявлениями в защиту потребителей и законных интересов отдельных потребителей (группы потребителей, неопределенного круга потребителей).
Из материалов дела следует, что истец обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, ссылаясь на Закон РФ «О защите прав потребителей».Однако истец в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств, свидетельствующих о наличии обращений потребителей, позволяющих истцу проводить проверку и составлять какие-либо материалы общественного контроля, а также обратится в суд.
Также судебная коллегия обращает внимание на то обстоятельство, что Федеральный закон от 26.12.2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предоставляет субъектам предпринимательской деятельности определенный набор прав и гарантий при осуществлении надзора и контроля проверяющими органами, в частности, проверяемое юридическое лицо должно быть уведомлено о проведении проверки, проводимой на основании распоряжения уполномоченного органа, вправе непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки, получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Законом, знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, а также иные права.Несоблюдение общественными организациями, которым в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» предоставлены полномочия осуществлять общественную защиту прав потребителей, в частности, путем проведения проверочных мероприятий, требований к порядку проведения проверочных мероприятий приводит к злоупотреблению и превышению компетенции проверяющего лица и ограничению прав субъектов предпринимательской деятельности, что недопустимо.
Как усматривается из материалов дела, ответчик не был поставлен в известность о проведении проверки, также отсутствуют сведения об основаниях проверки, с информацией о результатах проверки ответчик ознакомлен не был, копия заключения о выявленных нарушениях уполномоченному представителю ООО «Гедонист» не вручалась. В связи, с чем заключение обоснованно не принято судом как достаточное доказательство, подтверждающее выявленные у ответчика нарушения.
определила:

Решение Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 21 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Нижегородской областной общественной организации «Комитет по защите прав потребителей» — без удовлетворения.

Источники:

http://www.pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2019/november/42925/
http://www.belyevik.ru/conference/forum97/topic582/
http://forum.klerk.ru/showthread.php?t=472250
http://news.tut.by/society/454395.html
http://pravoved.ru/question/1799004/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector