Нормы площади на ребенка в детском саду
Приложение N 1. Рекомендуемые составы и площади помещений дошкольных образовательных организаций
Приложение N 1
к СанПиН 2.4.1.3049-13
(с изменениями от 27 августа 2015 г.)
Информация об изменениях:
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27 августа 2015 г. N 41 в таблицу 1 изменения
Рекомендуемые площади помещений групповой ячейки
Площадные показатели (не менее)
18 кв. м; для групп наполняемостью менее 10 – человек площадь раздевальной допускается определять из расчета 1,0 кв.м на 1 ребенка, но не менее 6 кв.м
1,8 кв. м на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста, 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах,
12 кв. м для групп для детей младенческого и раннего возраста; 16 кв. м для дошкольных групп
не менее 12 кв. м
не менее 8 кв. м 8
туалет с местом для
не менее 6 кв. м 8
Рекомендуемый состав и площади служебно-бытовых помещений
Площадь в зависимости от вместимости и количества групп
Кладовая чистого белья
Туалеты для персонала
Рекомендуемый состав и площади помещений постирочной
Площадь в зависимости от вместимости и количества групп
Рекомендуемый состав и площади помещений групповых для специальных дошкольных образовательных организаций в кв. м. на 1 ребенка
косоглазие и амблиопия
Помещение для личных вещей детей
12 кв. м для групп для детей младенческого и раннего возраста; 16 кв. м для дошкольных групп
Рекомендуемый состав и площади помещений групповых дошкольных образовательных организаций для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в кв. м. на 1 ребенка
Групповые ячейки детей до 3-х лет
Групповые ячейки детей от 3-х до 7-ми лет
Помещение для личных вещей детей
Помещение для раздачи пищи и мойки посуды (буфетная)
Веранда неотапливаемая (для 50% детей)
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Нормы площади в группе детского сада
Здравствуйте, Подскажите пожалуйста нормы площади в группе (в игровой и в спальне) положенные на ребенка. Где это прописано в санпин. И что делать если нормы нарушены.
К УСТРОЙСТВУ, СОДЕРЖАНИЮ И ОРГАНИЗАЦИИ РЕЖИМА РАБОТЫ
ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.1.3049-13
Рекомендуемые площади помещений групповой ячейки
1,8 кв. м на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста, 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах
групповые нормы сейчас предусмотрены только специальных дошкольных учреждений.
Если нормы нарушены обращайтесь в отдел образования и в прокуратуру
К сожалению отсутствуют нормы площади в игровой комнате. В раздевалке и в спальне все соответствует, а вот игровая у нас не предусмотрена на заявленных 30 детей.
Консультация юриста бесплатно
Здравствуйте, Галина. Да существует нормы, по всем критериям детского сада.
Согласно п.2.2.10 СанПин
раздевальная-не менее 18 кв. м.
климактерических подрайонах-не менее 20 кв. м
групповая (игровая)-не менее 50 кв. м,
буфетная-не менее 3,8 кв. м
спальня-не 50 кв.м
А на какое количество детей эти нормы?
В одной группе детского сада не должно быть более 10 человек с весомыми дефектами речевых способностей (до 3-х лет)
для детей, имеющих фонетико-фонематические дефекты речи от 3 лет и выше, действует соответствующее предельное значение-12 детей;
дети с нарушением слуха могут находится в одной группе в количестве 6 человек;
для слабослышащих-8 детей;
детей, лишенных зрения-до 10 человек;
детей с ограниченными возможностями в связи с опорно-двигательным аппаратом–8 человек;
сдиагнозом умственной отсталости-10 человек.
При нарушении данных требований СанПин надлежит закрыть группу.
Существуют ли нормы для детсадов (санитарные) сколько детей может быть в группе ? Сколько метров или см положено на одного ребенка?
В данный момент на территории Российской Федерации действуют следующие нормы и правила: “Свод правил СП 118.13330.2012 “СНиП 31-06-2009.
Общественные здания и сооружения”
Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009″, где прописаны общие требования к проектированию детских дошкольных учреждений.
В Москве действует “Московские городские строительные нормы “Дошкольные образовательные учреждения” МГСН 4.07-05″, где подробно описывается процесс проектирования детских садов.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
“Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций” – полностью регламентируют устройство, содержание и организацию работы дошкольных образовательных учреждений.
Исходя из этих документов, можно сказать следующее:
Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты – для групп раннего возраста (до 3-х лет) не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет) – не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка, фактически находящегося в группе. (СанПиН)
Рекомендуемые площади помещений групповой ячейки
раздевальная – не менее 18 кв. м; для групп наполняемостью менее 10 – человек площадь раздевальной допускается определять из расчета 1,0 кв.м на 1 ребенка, но не менее 6 кв.м
групповая – не менее 2,5 кв. м на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста; 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах
буфетная – не менее 3,0 кв. м
спальня – не менее 1,8 кв. м на 1 ребенка в группах для детей младенческого и раннего возраста, 2,0 кв. м на 1 ребенка в дошкольных группах,
туалетная – не менее 12 кв. м для групп для детей младенческого и раннего возраста; 16 кв. м для дошкольных групп (СанПиН)
Расчетную наполняемость детских групп следует принимать: для детей от 2 месяцев до 1 года – 10 детей; от 1 года до 3 лет – 15 детей; в разновозрастных группах при наличии в группе детей любых трех возрастов (3 – 7 лет) – 10 детей; в разновозрастных группах при наличии в группе детей двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) – 8 детей; в одновозрастных группах для детей 3 – 7 лет – 20 детей (оптимальная – 15).
При проектировании по государственному заказу здания ДОУ общего типа следует предусматривать универсальными, поэтому расчетную наполняемость детских групп следует принимать: для детей от 2 месяцев до 3 лет – 15 мест; для детей от 3 до 7 лет – 20 мест. (МГСН)
При проектировании частных детских садов общего типа минимальная расчетная наполняемость детских групп лимитируется. В малых ДОУ наполняемость ясельных групп – не менее 6 мест, дошкольных – не менее 10 мест. Предельно допустимая наполняемость детских групп: для детей от 1 года до 3 лет – 15 мест; для детей от 3 до 7 лет – 20 мест.
Расчетная вместимость вновь строящихся отдельно стоящих зданий ДОУ общего типа не должна превышать 350 мест, встроенных (встроенно-пристроенных) в жилые здания и пристроенных к их торцам – 150 мест.
Общее расчетное число мест отдельно стоящего здания “Начальная школа- детский сад” не должно превышать 350 мест. (МГСН)
Оговорюсь, что московские нормы проектирования могут несколько отличаться от региональных. Ну и все вышесказанное относится только к вновь возводимым детским садам.
При определении максимально возможного количества детей в построенном довольно давно детском саду стоит опираться на СанПиН и ориентироваться на существующие площади групповых помещений.
Нормы площади на ребенка в детском саду
Рекомендуемая максимальная численность
В настоящее время в силу вступили новые санитарные правила СанПиН 2.4.1.2660-10 от 1 октября 2010 года. Согласно новым правилам количество деток рассчитывают в зависимости от площади игрового помещения. Так в яслях на одного малыша должно приходиться не меньше 2,5 м², а на ребенка старше 3 лет – не менее 2 м². И это не учитывая площади, которую занимает мебель. Ознакомиться с полным текстом рекомендаций СанПина вы можете по ссылке.
СанПиН 2.4.1.2660-10 п. 1.10: Сколько детей должно быть в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности, определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) – для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка.
Это значит, если площадь комнаты составляет 60 м², то в ней могут одновременно находиться 24 ребенка ясельного возраста или 30 малышей старше 3 лет. А по списку значиться могут еще больше детей, так как одновременно они все не приходят. Вот и получается, что формируются группы по 40 и даже более человек.
Нормы
В СССР комплектование групп проводилось по нормам, созданным постановлением Минтруда от 1993 года. В нем есть расчет количества персонала, оборудования. По советским законам в группе могло одновременно находиться не более 20 детей 3–7 лет. Сегодня нормы изменились.
1 октября 2010 года приняты новые СанПиН, по которым важным стал не списочный состав малышей, а фактический приход детей в сад. Нормы рассчитываются, исходя из площади игрового помещения. На каждого воспитанника должно приходиться не менее 2 квадратных метров для крох от 3 лет, не менее 2,5 квадратных метра — в младшей группе.
Расчет прост. Если площадь игровой комнаты составит 70 квадратных метров, то одновременно в ней могут находиться 28 ясельников или 35 воспитанников с 3 до 7 лет. При этом количество обслуживающего и педагогического персонала не увеличивается.
Учитывается только фактический список пребывания детей в садике в данный момент, по списку их может быть 45–49.
Еще одним новшеством в нормативном документе стало разрешение на переоборудование игрового помещения на время сонного часа в спальню. Детский сад приобретает раскладушки, воспитатели расставляют их в игровой комнате для тех, кому стационарных кроватей не хватает. После сна оборудование убирается, игровая зона свободна.
Стоит учитывать, что 2 или 2,5 квадратных метра на ребенка — это условный показатель. По факту игровая комната выполняет роль столовой, учебного помещения. Здесь стоят столы, стулья, игрушки, методическое оборудование. То есть половина зала занята мебелью. Таким образом, остается 50 процентов площади.
Детским садам с узконаправленной деятельностью повезло больше. Малышам с дефектами психического, речевого, умственного и физического развития предложили другие условия пребывания в ДОУ:
- С серьезными дефектами речи — до 10 воспитанников, с ФФНР — до 12.
- Глухонемых, глухих — допустимая численность 6 человек.
- Слабослышащих — до 8.
- Слепых — до 10.
- С ДЦП, нарушениями опорно-двигательного аппарата — не более 8.
- С умственной отсталостью, кретинизмом — до 10.
- В комбинированной группе с разноплановыми дефектами — набирать для образования можно не более 15 человек.
Такая ситуация не понравилась инициативным родителям дошколят, представителям Общественной палаты. Были поданы запросы на разъяснение законодательных актов, нормативных документов. Ответ пришел от Роспотребнадзора.
Роль подсветки дошкольных учреждений
Детские дошкольные учреждения предназначены для полноценного роста и развития детей, а также их социализации. Такие учреждения имеют самые высокие требования безопасности, так как детский организм очень восприимчив к условиям окружающей среды и еще не в состоянии в должной мере противостоять ее негативным воздействиям из-за незрелости своих адаптационных возможностей. Исходя из этого, детский сад имеет ряд важных требований к организации внутренних помещений:
- безопасность комнат;
- гигиеничность помещений;
- соответствие строительным нормам;
- качественное освещение.
Одним из базовых пунктов подготовки дошкольного сооружения к приему детей является правильная организация системы освещения.
Обратите внимание! Нормы освещения для дошкольного учреждения должны соблюдаться не только внутри, но и на близлежащей территории, включая лестничные клетки (при многоэтажном здании).
Неправильное освещение в детском саду может привести к следующим негативным последствиям:
- ухудшение зрения;
- появление нарушений в психике. Наиболее часто дети становятся раздражительными, агрессивными и непослушными. Кроме этого они чаще плачут и хуже спят;
- снижение активности;
- ухудшение общего состояния здоровья;
- повышение травматизма. При плохом освещении дети могут не замечать разбросанных по комнате игрушек, наступать на них, спотыкаться и т.п.
Эти явления будут наблюдаться при любом неправильном уровне подсветки.
Как видим, залогом успешного и нормального развития детей является качественное освещение. То же касается и праздничных мероприятий, проводимых в детском саду. Актовые залы также имеют собственные нормы для организации в них должного освещения.
Уровень освещенности для различных типов помещений строго определен санитарными правилами и нормами. Следит за исполнением этих норм санитарно-эпидемиологическая служба.
Что такое СанПин?
Данный свод нормативов представляет собой список основных требований, которые распространяются на все частные и государственные учреждения, принимающие участие в воспитании и образовании детей. То есть в данную группу организаций относятся не только детские садики, но и дошкольные развивающие центры, художественные кружки и другие.
Действие СанПин в 2020 году не распространяется на домашние сады, которые организовываются родителями самостоятельно и формируются в многоэтажных домах и жилых комплексах.
Кроме того, в тексте документа содержатся рекомендации, в соблюдении которых необходимости нет. Но они помогают улучшить микроклимат в группах, а также повысить эффективность обучающего процесса в детских садах.
Ныне действует вариант документа СанПин для детских садов, который был принят в мае 2013 года, но с сопутствующими изменениями, некоторые из каких были ратифицированы в 2017, 2018, 2019 и 2020 году.
Скачать СанПиН для детского сада в 2020 году можно здесь.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049–13
Мария Исаева
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049–13
I. Общие положения и область применения
1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей
1.9. Количество детей в группах доо общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты – для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 метра квадратного на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) – не менее 2,0 метра квадратного на одного ребенка, фактически находящегося в группе.
III. Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций
3.12. Игровые и физкультурные площадки для детей оборудуются с учетом их росто-возрастных особенностей.
IV. Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию
4.11. В состав групповой ячейки входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды, групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи, спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды, туалетная (совмещенная с умывальной).
Допускается использовать групповую для организации сна с использованием выдвижных кроватей или раскладных кроватей с жестким ложем.
Спальни в период бодрствования детей допускается использовать для организации игровой деятельности и образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования. При этом должен строго соблюдаться режим проветривания и влажной уборки.
VI. Требования к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций
6.1. Оборудование основных помещений должно соответствовать росту и возрасту детей. Функциональные размеры детской мебели для сидения и столов должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальными стандартами.
6.5. В групповых для детей 1,5 года и старше столы и стулья устанавливаются по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.
6.6. Стулья и столы должны быть одной группы мебели и промаркированы.
6.10. В ДОО используются игрушки, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки следует использовать только в качестве дидактических пособий.
6.11. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.
6.15. Дети обеспечиваются индивидуальными постельными принадлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Постельное белье маркируется индивидуально для каждого ребенка.
VII. Требования к естественному и искусственному освещению помещений
7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
7.6. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение.
7.7. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное равномерное освещение всех помещений.
7.8. Все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии.
VIII. Требования к отоплению и вентиляции
8.2. Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
8.5. Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.
Сквозное проветривание не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. Проветривание через туалетные комнаты не допускается. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года.
8.6. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.
При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2-4°С.
В помещениях спален сквозное проветривание проводится до дневного сна.
При проветривании во время сна фрамуги, форточки открываются с одной стороны и закрывают за 30 минут до подъема.
В холодное время года фрамуги, форточки закрываются за 10 минут до отхода ко сну детей.
В теплое время года сон (дневной и ночной) организуется при открытых окнах (избегая сквозняка).
XI. Требования к приему детей в ДОО, режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса
11.2. Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.
Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в ДОО не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.
11.3. После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в ДОО только при наличии справки
11.5. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Продолжительность прогулки определяется ДОО в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
11.6. Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день.
11.8. На самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.
11.9. Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной НОД не должна превышать 10 мин. Допускается осуществлять образовательную деятельность в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут). Допускается осуществлять образовательную деятельность на игровой площадке во время прогулки.
11.10. Продолжительность непрерывной НОДдля детей от 3 до 4 лет – не более 15 минут, для детей от 4 до 5 лет – не более 20 минут, для детей от 5 до 6 лет – не более 25 минут, а для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.
11.11. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут.
11.12. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность должна составлять не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки.
11.13. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, следует организовывать в первую половину дня. Для профилактики утомления детей рекомендуется проводить физкультурные, музыкальные занятия, ритмику
XII. Требования к организации физического воспитания
12.1. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей детского организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.
12.3. Физическое развитие детей первого года жизни организуют в форме индивидуальных занятий, включающих комплексы массажа и гимнастики по назначению врача.
12.4. С детьми второго и третьего года жизни занятия по физическому развитию основной образовательной программы осуществляют по подгруппам 2-3 раза в неделю.
12.6. Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.
12.10. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений.
Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников.
XIX. Требования к прохождению профилактических
медицинских осмотров, гигиенического воспитания и обучения,
личной гигиене персонала
19.1. Персонал дошкольных образовательных организаций проходит предварительные, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры, в установленном порядке ; аттестацию на знание настоящих санитарных норм и правил не реже 1 раза в 2 года, для персонала пищеблока, а также лиц, участвующих в раздаче пищи детям, – не реже 1 раза в год.
19.2. Каждый работник дошкольных образовательных организаций должен иметь личную медицинскую книжку, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.
При отсутствии сведений о профилактических прививках работники, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.
19.4. Персонал дошкольных образовательных организаций должен соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды, коротко стричь ногти.
19.6. Воспитатели и помощники воспитателя обеспечиваются спецодеждой (халаты светлых тонов).
19.7. Перед входом в туалетную комнату персонал должен снимать халат и после выхода тщательно мыть руки с мылом; работникам не допускается пользоваться детским туалетом.
Система дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» Уважаемые коллеги! Изменений в системе дошкольного образования в новом Законе «Об образовании» немного, но они очень существенные. В соответствии.
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в ДОУ Сравнение СанПин 2010 г. и СанПин 2013 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы.
Источники:
http://base.garant.ru/70414724/de40175ab12d04d68f792b5b742a18fc/
http://pravoved.ru/question/1431500/
http://thequestion.ru/questions/6918/sushchestvuiut_li_normy_dlia_detsadov_byt_f0060844
http://otpusk.okd1.ru/konsultacziya/normy-ploshhadi-na-rebenka-v-detskom-sadu/
http://www.maam.ru/detskijsad/sanitarno-yepidemiologicheskie-pravila-i-normativy-sanpin-2-4-1-3049-13.html