404 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неполное высшее медицинское образование

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 19 марта 2012 г. N 239н “Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала”

Обзор документа

С какого курса медвуза можно работать медсестрой?
Выпускники медицинских вузов, а также студенты, не закончившие обучение, могут работать на должностях среднего медицинского или фармацевтического персонала. Для этого им необходимо предоставить диплом/академическую справку (диплом о неполном высшем профобразовании), а также сдать экзамен на допуск к осуществлению указанной деятельности (результат подтверждается выпиской из протокола сдачи экзамена).
Экзамен принимается спецкомиссией. Она создается в учебном заведении. Установлены требования к составу комиссии.
Для сдачи экзамена соискатель подает заявление (со всеми необходимыми приложениями) в комиссию.
Экзамен сдается на русском языке. Соискателю нужно пройти тест и собеседование. Кроме того, оцениваются его практические навыки, необходимые для работы по выбранной должности.
Решение комиссии оформляется протоколом. Он подписывается всеми членами и скрепляется печатью учебного заведения. Соискателю выдается заверенная выписка из протокола.
Чтобы работать на той или иной должности, нужно соответствовать определенным требованиям.
Например, стать медсестрой (в том числе участковой или палатной/постовой) могут лица, закончившие хотя бы 3 курса по специальностям “Лечебное дело”, “Педиатрия”, “Медико-профилактическое дело” или “Стоматология”, а также выпускники этих специальностей. Указанные лица также могут работать медсестрами в приемных отделениях, процедурных кабинетах, перевязочных. Они могут принимать звонки на станциях скорой помощи или стать медицинскими регистраторами.
Работать стоматологическим гигиенистом могут лица, освоившие минимум 4 курса специальности “Стоматология” или завершившие обучение.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 13 июня 2012 г. Регистрационный № 24563.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Что такое незаконченное и неполное высшее образование?

Что такое незаконченное и неполное высшее образование?

Незаконченным или неполным высшим образованием считается уровень образования, при котором студент не завершил программу обучения в вузе.

Список документов, подтверждающих факт незавершения обучения, зависит от года его завершения. В настоящее время студенту, не завершившему обучение, вуз выдаст справку.

1. Документы, выдаваемые при незаконченном и неполном высшем образовании до 24.10.2007

Согласно ранее действовавшему законодательству о высшем и послевузовском профессиональном образовании лица, которые не завершили образование по основной образовательной программе высшего профессионального образования до 24.10.2007, могли получить один из следующих документов:

– диплом о неполном высшем образовании. Его выдавали лицам, успешно прошедшим промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения);

– академическую справку о незаконченном высшем профессиональном образовании. Ее выдавали лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования.

В академической справке указывались: период обучения, сведения о сданных зачетах, промежуточных и итоговых экзаменах, о пройденной практике (Приложение N 6 к Постановлению Госкомвуза России от 30.11.1994 N 9).

Для получения этих документов необходимо было обратиться в учебное учреждение, в котором проводилось обучение.

При предъявлении работником диплома о неполном высшем образовании работодатель вносил в сведения о работнике, указываемые на первой странице трудовой книжки, запись о неполном высшем образовании, так как обучение не продолжалось, а было прервано (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).

Работнику с академической справкой работодатель делал в трудовой книжке отметку о незаконченном высшем образовании, поскольку гражданин был вправе продолжать обучение в образовательном учреждении (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

2. Документы, выдаваемые при незаконченном высшем образовании с 27.10.2007 до 01.09.2013

В октябре 2007 г. понятия незаконченного и неполного высшего образования были упразднены.

Все лица независимо от срока обучения и количества сданных промежуточных аттестаций, не завершившие освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, с 27.10.2007 до 01.09.2013 могли получить только академическую справку.

В период с 27.10.2007 до 01.09.2013 до получения диплома о высшем образовании при поступлении на работу в трудовой книжке работника делалась запись о незаконченном высшем профессиональном образовании (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

3. Документы, выдаваемые при незаконченном высшем образовании с 01.09.2013

С 01.09.2013 высшие образовательные учреждения вместо академических справок выдают справки об обучении или о периоде обучения следующим лицам (ч. 12 ст. 60 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

– не прошедшим итоговую аттестацию;

– получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты;

– освоившим часть образовательной программы;

– отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Эти справки выдаются по образцу, который устанавливает организация, ведущая образовательную деятельность (ч. 12 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).

Читать еще:  Лишение прав отцовства по обоюдному согласию

“Электронный журнал “Азбука права”, актуально на 30.01.2020

Другие материалы журнала “Азбука права” ищите в системе КонсультантПлюс.

Наиболее популярные материалы “Азбуки права” доступны в мобильном приложении КонсультантПлюс: Студент.

Право лиц с неоконченным или полным высшим медицинским образованием работать на должностях среднего медицинского персонала

Лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, и лица с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п.5 ФЗ № 323 «Об основах. »).

Порядок допуска этой категории лиц устанавливается в приказе Министерства здравоохранения РФ от 19 марта 2012 года №239н «Об утверждении положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала» и соответствующим Положением. Данное Положение (п.2 ч.I) гласит, что вышеуказанная категория лиц должна положительно сдать экзамен «по допуску к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала». Положительный результат должен быть подтверждён выпиской из протокола сдачи экзамена. Требования к образованию лиц, желающих сдать этот экзамен и перечень средних медицинских и фармацевтических специальностей, к работе по которым эти лица могут быть допущены, представлены в части II настоящего Положения (п. 4-7):

4. Лица, освоившие основную образовательную программу высшего медицинского образования по специальностям “Лечебное дело”, “Педиатрия”, “Медико-профилактическое дело” или “Стоматология” в объеме трех курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности “Лечебное дело”, “Педиатрия”, “Медико-профилактическое дело” или “Стоматология”, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях среднего медицинского персонала:

медицинская сестра; медицинская сестра палатная (постовая);

медицинская сестра участковая; медицинская сестра процедурной;

медицинская сестра перевязочной; медицинская сестра приемного отделения;

медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи; медицинский регистратор.

5. Лица, освоившие основную образовательную программу высшего медицинского образования по специальности “Медико-профилактическое дело” в объеме 4 курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности “Медико-профилактическое дело”, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на следующих должностях среднего медицинского персонала:

помощник (врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача по радиационной гигиене); помощник энтомолога.

  • 6. Лица, освоившие основную образовательную программу высшего медицинского образования по специальности “Стоматология” в объеме 4 курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности “Стоматология”, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности в должности среднего медицинского персонала – гигиенист стоматологический.
  • 7. Лица, освоившие основную образовательную программу высшего фармацевтического образования по специальности “Фармация” в объеме 4 курсов и более или имеющие диплом о высшем профессиональном образовании по специальности “Фармация”, могут быть допущены к осуществлению фармацевтической деятельности в должности среднего медицинского персонала – фармацевт.

С порядком проведения экзамена можно ознакомиться в части III Положения.

Медикам с неполным высшим образованием разрешили работать медсестрами

В Минюсте зарегистрирован приказ Минздрава, согласно которому лица, получившие неполное высшее медицинское или фармацевтическое образование, могут работать на должностях среднего медицинского или фармацевтического персонала, сообщает «Медицинский вестник».

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 239н «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, не завершивших освоение основных образовательных программ высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, а также лиц с высшим медицинским или высшим фармацевтическим образованием к осуществлению медицинской деятельности или фармацевтической деятельности на должностях среднего медицинского или среднего фармацевтического персонала» был утвержден еще 19 марта 2012 года, но зарегистрирован только 13 июня 2012 года.

Согласно данному документу, студенты (настоящие и бывшие), не завершившие основную образовательную программу высшего медицинского образования, после сдачи экзамена могут работать медицинскими сестрами, помощниками врачей или гигиенистами.

В частности, лица, освоившие основную образовательную программу высшего медицинского образования по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» или «Стоматология» в объеме трех курсов и более, после переэкзаменовки могут устраиваться на должность медсестры или медицинского регистратора.

Граждане, отучившиеся четыре курса и более по специальности «Медико-профилактическое дело», могут претендовать на должность помощника врача-эпидемиолога, врача-паразитолога, врача по гигиене детей и подростков, врача по гигиене питания или труда и т.п., а также на должность помощника энтомолога.

Наконец, те, кто отучился четыре курса по специальности «Стоматология», могут искать вакансии стоматологических гигиенистов.

Читать еще:  Как узнать было ли открыто наследственное дело

В ходе экзамена будущие медсестры и гигиенисты должны будут пройти тестовый контроль знаний, оценку практических навыков и собеседование. По итогам экзамена комиссия принимает решение о допуске соискателя к медицинской работе на пять лет.

В апреле этого года ныне уже бывший министр здравоохранения Татьяна Голикова сообщила, что на сегодняшний день нехватка среднего медицинского персонала в России составляет примерно 800 тысяч человек. При этом врачей требуется несколько меньше – около 153 тысяч человек.

Кратко об этапах медицинского образования в РФ

Решил написать серию постов, посвященных системе медицинского образования в РФ, удивительному порядку ценообразования в этой системе, особенно в сегменте последипломного образования (ординатуры) и грядущих перспективах. Информация будет полезна не только людям, желающим поступить в медицинский ВУЗ, но и тем, кто уже числится студентом в этих прекрасных заведениях и не надумал уходить из медицины, а готовится стать специалистом.

Какие ступени обучения на врача существуют в РФ?

1. Медицинский ВУЗ (срок обучения – 6 лет)

В процессе обучения студент осваивает обширную программу, сдает многочисленные экзамены. Итог всего этого: прохождение государственной аттестации и процедуры аккредитации специалиста (с января 2016 года) на 6 курсе и получение диплома + сертификат об аккредитации специалиста (позволяет работать сразу после ВУЗа, см. п.2). До января 2016 года – только государственная аттестация и выдача ТОЛЬКО диплома без права самостоятельной работы в качестве врача.

2. Аккредитация (регулируется приказом № 334н от 2 июня 2016 года)

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ” с 1 января 2016 года право на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в РФ имеют лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста, то есть прошедшие процедуру аккредитации специалиста.

После освоения образовательных программ медицинского, фармацевтического или иного образования в соответствии с ФГОС в медицинском ВУЗе).

В настоящее время все выпускники медицинских ВУЗов на 6 курсе проходят процедуру первичной аккредитации. Аккредитация совмещена с государственными экзаменами, что увеличивает нагрузку на выпускников.

Процедура первичной аккредитации включает в себя три этапа оценки квалификации лица:

– тестирование (60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Министерством здравоохранения РФ; время теста 60 минут);

– оценка практических навыков (умений) в симулированных условиях на станциях;

– решение ситуационных задач.

*База тестов, паспорта станций и задач находится в открытом доступе.

*Результат прохождения этапа аккредитации оценивается как “сдано” или “не сдано”. Аккредитуемый допускается к следующему этапу в случае оценки результата прохождения предыдущего этапа как «сдано».

*На каждый этап дается 3 попытки. В случае несдачи соответствующего этапа повторно пройти процедуру аккредитации возможно не ранее, чем через 1 месяц в соответствии с графиком работы аккредитационной комиссии (“не ранее, чем через 1 месяц” и “через 1 месяц” не одно и то же).

*Аккредитуемый признается не прошедшим этап в случае:

– нарушения требований порядка прохождения аккредитации, в т.ч. использование средств связи;

– оценки комиссией этапа аккредитации как “не сдано”.

Тут есть один очень важный нюанс: если раньше, выпускник не имел права практиковать сразу после окончания ВУЗа, то теперь он имеет право занимать медицинскую должность и работать самостоятельно. Разъяснения этого момента содержатся в письме Министерства здравоохранения РФ от 20 июля 2017 г. N 16-5/10/2-4889 “О праве лиц на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности в РФ, получивших медицинское или фармацевтическое образование в РФ в соответствии с ФГОС и имеющих свидетельство об аккредитации специалиста”:

в настоящее время в организациях здравоохранения, независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности, могут осуществлять медицинскую деятельность на должностях; “Врач-стоматолог” (специальность “Стоматология общей практики”), “Врач-терапевт участковый” (специальность “Лечебное дело”), “Врач-педиатр участковый” (специальность “Педиатрия”), “Врач клинической лабораторной диагностики” (специальность “Медицинская биохимия”), “Врач функциональной диагностики” (специальность “Медицинская биофизика”), “Врач-статистик” (специальность “Медицинская кибернетика”), “Врач-эпидемиолог” и “Врач по общей гигиене” (специальность “Медико-профилактическое дело”) или фармацевтическую деятельность на должностях: “Провизор” и “Провизор-технолог” (специальность “Фармация”), специалисты успешно прошедшие в 2017 году процедуру первичной аккредитации специалистов, имеющие выписку из протокола аккредитационной комиссии и не получившие до настоящего времени свидетельство об аккредитации специалиста.
Министерство здравоохранения Российской Федерации полагает возможным допуск указанных специалистов к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности и просит довести данную информацию до сведения территориальных органов Росздравнадзора.

• Первичная специализированная аккредитация

После ординатуры (выпуск ординаторов 2018 года избежал этого, по причине отсутствия стандартов аккредитации) и профессиональной переподготовки – “первички”, а также в отношении лиц, получивших образование на территории иностранного государства (с 2018 года).

Этапы те же, что и при первичной аккредитации.

Каждые 5 лет в течение всей профессиональной деятельности (с 2021 года).

Читать еще:  Комитет по защите прав потребителей муром

Периодическая аккредитация включает в себя следующие этапы:

– оценка портфолио (по результатам НМО – см. п.5);

Аккредитация полностью упразднила бывшую ранее сертификацию врачей (при этом, сертификаты специалиста, выданные до 01.01.2016, действуют до истечения указанного в них срока, далее предстоит прохождение аккредитации), хотя и не подменяет её по своему понятию. Сертификация предполагала лишь подтверждение квалификации врача, аккредитация помимо этого, означает еще и постоянное повышение его профессиональных навыков (см. п.5), а так же возможность освоения смежных специальностей. Аккредитация, по задумке законодателей, будет стимулировать врачей на повышение их профессионализма. Кроме того, следует отличать аккредитацию и сертификацию от лицензирования медицинской деятельности. Лицензия оформляется только на медицинскую организацию (т.е. на юридическое лицо) или на ИП.

3. Ординатура (срок обучения – 2 года)

После упразднения интернатуры (см. п.4) остается единственным возможным вариантом получить специализацию. В настоящее время идут активные дискуссии об увеличении срока обучения в ординатуре на западный манер (до 3 лет – терапевтические специальности, до 5 лет – хирургические специальности). С 2018 года стоит неподъемных для большинства населения РФ денег, особенно в крупных медицинских центрах и по “крутым специальностям”, а уровень подготовки зависит исключительно от тебя – как сумеешь вписаться (об этом будет отдельный пост). По окончании ординатуры проводится государственная аттестация и сертификационный экзамен, а затем выдается диплом + сертификат специалиста (на 2018 год, в связи с тем, что не были разработаны стандарты аккредитации ординаторов). Заинтересованным лицам могу только посоветовать отслеживать эту информацию, т.к. к выпуску 2019 года очень хотят наконец ввести аккредитацию на выходе из ординатуры.

4. Интернатура (срок обучения составлял 1 год).

*Упразднена с 1 сентября 2017 года.

В интернатуре можно было получить образование и освоить практические навыки по широкому спектру медицинских специальностей, и в дальнейшем, уже работать врачом-специалистом. Прохождение этого этапа последипломного обучения, до введения аккредитации, являлось необходимым минимумом для начала самостоятельной практики в качестве врача-специалиста. По окончании интернатуры проводилась государственная аттестация и выдавался диплом + сертификат специалиста.

5. Непрерывное медицинское образование (НМО)

В некотором виде является составной частью аккредитации (периодической). Становится обязательной (пока неофициально) для всех уже с 2017 года. Смысл заключается в том, что врач должен будет каждые 5 лет набирать определенное число (250) кредитов. Из них 180 кредитов – актуальные вопросы специальности (это различные крупные циклы повышения квалификации, как очные, так и заочные); 70 кредитов – мероприятия (сюда входит посещение разнообразных мастер-классов, конференций и т.д.). Учитывая финансирование медицинской отрасли, не стоит думать, что все эти приключения врачу будет оплачивать работодатель. Большую часть придется оплатить самому. Также, интересно, как и за чей счет будут добираться до конференций, проводимых обычно в крупных городах, врачи из отдаленных и небольших населенных пунктов. Учитывая, что на сегодняшний день максимум кредитов за конференцию составляет 12, придется скататься на конференцию не один раз.

Для входа в систему НМО необходимо зарегистрироваться на сайте https://ssmf.edu.rosminzdrav.ru , при регистрации будет связка с сайтом http://www.sovetnmo.ru . На сайте есть подробная инструкция как и что делать, поэтому не вижу необходимости ее здесь пересказывать. Мне представляется, что в качестве портфолио в комиссию по периодической аккредитации будет подаваться распечатанный отчет с сайта, где будут указаны все пройденные циклы и мероприятия за 5 лет с количеством полученных кредитов. Никто из врачей в периодической аккредитации еще не участвовал, поэтому достоверной информации о порядке ее прохождения нет.

1. В настоящее время идет тотальная реорганизация всей системы медицинского образования.

2. В результате реформ сам процесс медицинского образования, особенно в последипломном его сегменте, радикально не изменяется, меняется лишь форма выпускных экзаменов и вид выдаваемого документа.

3. Происходит попытка насильственного наполнения амбулаторного звена низкоквалифицированными, в большинстве случаев, кадрами (разрешение самостоятельно практиковать сразу после ВУЗа, подкрепленное урезанием бюджетных мест в ординатуре и введением космических цен на обучение в ней). Дискуссии о введении обязательного распределения после ВУЗа и увеличении сроков обучения в ординатуре способствуют этому.

4. Происходит процесс внесения изменений в целевые договоры о порядке возмещения средств потраченных на подготовку специалиста, при его одностороннем отказе исполнить свои обязательства по договору. Раньше возмещались только средства потраченные учреждением, выдавшим целевое направление, теперь же планируется обязать возмещать всю сумму, с учетом трат из федерального бюджета. Таким образом, сумма возмещения по новым правилам будет такой, как-будто выпускник учился в ВУЗе платно.

5. Крайне смешно выглядит следующее мнение наших законодателей: введение аккредитации будет выгодно для самих медицинских работников, поскольку позволит им теперь беспрепятственно осуществлять свою профессиональную деятельность на территории всех стран ЕС.

Источники:

http://www.garant.ru/hotlaw/federal/403401/
http://www.consultant.ru/edu/student/consultation/nepolnoe_vysshee_obrazovanie/
http://studwood.ru/849885/pravo/pravo_neokonchennym_polnym_vysshim_meditsinskim_obrazovaniem_rabotat_dolzhnostyah_srednego_meditsinskogo
http://www.medpro.ru/news/medikam_s_nepolnym_vysshim_obrazovaniem_razreshili_rabotat_medsestrami
http://pikabu.ru/story/kratko_ob_yetapakh_meditsinskogo_obrazovaniya_v_rf_6155863

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: