Начало приватизации жилья в россии дата
Приватизация в России — сроки, особенности, выгоды
Процесс передачи муниципальных квадратных метров в собственность жильцов называется приватизацией. На первый взгляд государство предлагает весьма выгодную сделку. Однако приватизация в России идет не совсем теми темпами, на которые изначально рассчитывали власти. В чем причина такой инертности населения, и до какого года приватизация будет действовать?
Начало приватизации
В 1991 году, после резкой смены курса правительства СССР, государство столкнулось с серьезными экономическими проблемами. В той ситуации невозможно стало содержать самостоятельно весь жилищный фонд страны за счет бюджетных средств. Летом был принята первая редакция закона о приватизации. Далее законопроект неоднократно корректировался.
В настоящее время приватизация в России по закону является бессрочной.
Планируется, что со временем бесплатная передача жилья в собственность гражданам сменится выкупом. Однако сегодня нет ясного понимания механизма процесса. Законодатели работают в этом направлении.
В каком году началась приватизация квартир в России реально? Первые собственники жилья появились в 1992 году. В оформлении документов должны были участвовать все проживающие, включая малолетних детей. Их интересы представляли родители или опекуны.
Жилье переходило во владение в равных долях. Закон предусматривал возможность отказаться от своих прав, но сделать это могли только дееспособные граждане. В дальнейшем им предоставлялось право пожизненного пользования помещением.
Причины продления сроков приватизации
Одной из причин перманентного продления сроков стала инертность населения. Когда началась приватизация в России, правительство полагало, что граждане очень быстро оформят полагающиеся метры в собственность. На деле и сегодня, спустя 27 лет, оформлено только около 80% жилья. В масштабах страны, оставшиеся 20%, составляют значимую цифру для бюджета.
Почему люди не спешат заключать столь выгодную сделку? Здесь роль играют семейные отношения, жизненная ситуация, социальное положение ответственного квартиросъемщика. Заниматься оформлением документов требуется лично. Не все граждане готовы и хотят этим заниматься.
В 2014 году, с присоединением Крыма и Севастополя, правительство продлило сроки для того, чтобы законным правом могли воспользоваться жители и этих территорий. Граждане России имеют равные права, а право на жилье остается одним из основных.
Последние изменения были внесены в феврале 2017 года. Законодатели отменили сроки бесплатной приватизации окончательно.
Выгоды приватизации жилья
Частная собственность позволяет человеку чувствовать себя свободным.
Иметь квартиру в своем распоряжении выгодно по следующим соображениям:
- Приватизированное жилье составляет значительный для россиянина капитал. Если в государственной квартире могли жить только люди, состоящие в родстве с квартиросъемщиком, то в свое жилье можно зарегистрировать любого человека. Особенное значение такая возможность приобретает в эпоху распространения гражданских браков.
- Частную собственность можно продать, подарить, оставить в наследство.
- Свободное распоряжение жильем дает гражданам большую мобильность в поиске работы, при смене места жительства.
- Вложение средств в недвижимость является выгодной инвестицией.
- Люди охотнее вкладывают средства в ремонт собственного жилья – это повышает качество жизни семьи. Вкладывать деньги в государственный фонд жильцу нет смысла.
Закон разрешает сдавать частную собственность в аренду. В крупных городах России это стало хорошей статьей дополнительного дохода граждан.
Негативные моменты приватизации жилья в России
Статья будет однобокой, если не рассмотреть и негативные стороны приватизации в России для новоявленных собственников. Отдавая жилищный фонд, государство передает не только материальные активы, но и сопутствующую ответственность за его содержание.
Риски и обременения, которые достаются жильцам с новой собственностью:
- Необходимость уплаты фискальных сборов. Если до недавнего времени сумма налога на жилье не была значимой для семьи, то с введением прогрессивной шкалы она заметно увеличилась. Налогообложение в зависимости от рыночной стоимости сильнее всего отразилось на малоимущих жителях больших городов.
- Повышение платы за ЖКХ. Переоформление документов, при прочих равных, влечет необходимость содержания за свой счет общедомовых коммуникаций, обслуживание здания.
- Содержание новой собственности, при изношенных еще в советский период внутриквартирных коммуникациях, по умолчанию переходит от государства к счастливым владельцам.
- Ветхий и аварийный фонд, который подвергся приватизации, расселяется по новым, невыгодным для жильцов, нормам. При расселении муниципального жилья все прописанные получают квадратные метры согласно санитарным нормам. На сегодня это 18 кв. м на одного жильца. Владельцы приватизированной квартиры могут рассчитывать на аналогичную по площади, вне зависимости от числа и пола прописанных.
- Ответственность перед соседями за любой форс-мажор в своем доме несут собственники. Пока квартира государственная, прорванная труба – ответственность муниципальных властей. Как только документы на приватизацию квартиры оформлены, платить соседям за испорченный ремонт обязаны хозяева.
Государство предусмотрело возможность вернуть приватизированное жилье обратно. Это можно сделать, если после оформления документов не изменился собственник и в квартиру не были прописаны дополнительные жильцы. Однако таким правом граждане пользуются редко.
Приватизация жилья: как это было?
Массовая приватизация жилья продолжается в России уже двадцать лет. И сегодня трудно поверить в то, что когда-то эта теперь уже обычная житейская практика воспринималась как системная реформа, цель которой – радикально изменить отношения к собственности.
Массовая приватизация жилья была официально объявлена (разрешена) на территории России 4 июля 1991 года. В этот день Верховным Советом РСФСР был принят «Закон о приватизации жилищного фонда в РСФСР». А днем раньше Верховный Совет РСФСР утвердил «Закон о приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР». Две приватизации – хорошая и плохая – начались почти одновременно.
Нельзя сказать, что для советских граждан это была неожиданная новость. О том, что приватизация жилья неизбежна, они догадывались и даже были уверены в том, что за собственное жилье им обязательно придется платить. Как следствие, их волновала в основном лишь денежная сумма, которую государство назначит в качестве цены за конкретные квадратные метры. И еще – установленные срок и способ оплаты.
На волнующие граждан вопросы законодатель ответил лишь в самом общем виде. По закону граждане, проживающие в домах государственного и муниципального фондов, получили право на бесплатную приватизацию не менее 18 кв. м общей площади используемого жилья в расчете на одного жильца. И еще дополнительно не менее 9 бесплатных кв. м – в расчете на одну семью. Разница между стоимостью квартиры и стоимостью «бесплатного жилья» подлежала оплате.
История распорядилась таким образом, что на заре приватизации жилья российское государство так и не сумело сообщить своим гражданам, сколько по справедливости стоят их квартиры. Но зато очень скоро граждане лично узнали, как реально работают свободные рыночные цены и что есть такое гиперинфляция. Как следствие, их уже не интересовали расчеты государства, повседневная математика оказалась важнее.
Тем не менее, оценочные комиссии, созданные при местных Советах для расчета стоимости приватизируемого жилья, продолжали работать, несмотря на абсолютную бессмысленность данного им поручения. До тех пор пока в конце декабря 1992 года Верховный Совет РФ не принял единственно возможное на тот момент решение – гарантировать гражданам России право на бесплатную приватизацию жилья.
Другая жизнь Виталия Найшуля
Слово «приватизация», как многие другие слова из лексикона реформаторов, было заимствовано на Западе. Правда, на английском языке оно звучало несколько иначе — «реприватизация»: этим термином обозначались методы экономической политики, известной как «рейганомика» и «тэтчеризм». К этим методам обычно относились: денационализация, дерегулирование и частно-государственное партнерство.
Первым советским экономистом, кто употребил слово «приватизация» в контексте анализа кризиса отечественной экономики, был сотрудник Экономического института Госплана СССР Виталий Найшуль. В середине 80-х годов прошлого века его рукопись «Другая жизнь», распространявшаяся по каналам самиздата, была хорошо известна в кругу советских теоретиков-экономистов, читавших не только правильные книги.
Первая глава рукописи называлась «Реформа», что отражало ее содержание: в ней подробно описывалась будущая экономическая реформа в СССР. Сегодня мы можем сказать, что это была лишь очередная утопия в духе весьма популярного в то время «народного капитализма», однако именно ее автор придумал «ваучер». И конкретно описал реформу, которую мы сегодня знаем под названием «приватизация жилья».
Другая жизнь в представлении Виталия Найшуля: «Параллельно с экономической реформой в стране пройдет жилищная реформа, которая затронет многих из нас. Все граждане страны получат жилую площадь, на которой они постоянно прописаны в полную собственность». Это было написано в 1985 году, еще до «перестройки».
2-комн. кв. | 60 м 2 | 3/4 этаж
1-комн. кв. | 42 м 2 | 12/16 этаж
Солидарности проспект, 14
2-комн. кв. | 50 м 2 | 5/9 этаж
Димитрова улица, 16 к.1
1-комн. кв. | 41 м 2 | 9/15 этаж
Энергетиков пр., 4, корпус 3, строение 1
1-комн. кв. | 47 м 2 | 5/8 этаж
Среднерогатская ул. 13
1-комн. кв. | 45 м 2 | 11/15 этаж
Энергетиков пр., 4, корпус 3, строение 1
3-комн. кв. | 72 м 2 | 2/12 этаж
Коммуны улица, 32к2
1-комн. кв. | 52 м 2 | 11/15 этаж
Энергетиков пр., 4, корпус 1, литера А
1-комн. кв. | 43 м 2 | 5/7 этаж
Большая Зеленина ул, 14/18А
1-комн. кв. | 53 м 2 | 6/24 этаж
Тореза проспект, 118
2-комн. кв. | 76 м 2 | 4/15 этаж
Энергетиков пр., 4, корпус 3, строение 1
2-комн. кв. | 76 м 2 | 4/15 этаж
Энергетиков пр., 4, корпус 3, строение 1
Но я решил вспомнить об этой книге Виталия Найшуля не только для того, чтобы уточнить, кто на самом деле является «автором» идеи приватизации в России. Есть и другая непосредственно относящаяся к нашей теме причина. В 1994 году Виталий Найшуль сделал вывод, который может показаться абсурдным: приватизация жилья произошла в стране не вчера, а гораздо раньше – на рубеже 60-х -70-х годов.
Чтобы понять этот вывод, недостаточно обратиться к историческим фактам. Следует также расстаться с весьма устойчивым социалистическим мифом, будто социализм и такие явления, как частная собственность и рынок, практически несовместимы. Эта несовместимость бесспорна лишь в теории, но на практике социализм всегда лишь попытка – и всегда неудачная – ликвидировать частную собственность и рынок.
Государство и собственность
Для начала вспомним, что в СССР существовали так называемые кооперативные квартиры. Или – что более точно – квартиры в кооперативе, поскольку их законным собственником являлся кооператив, а жильцы были всего пайщиками. Эта ситуация изменилась в марте 1988 года с принятием совместного постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ускорению развития жилищной кооперации».
Данным документом было установлено, что член кооператива, если он полностью выплатил паевой взнос, в случае выбытия из кооператива имеет право получить уже выплаченный паевой взнос обратно за вычетом амортизации либо передать квартиру своим родственникам или другим лицам. Требовалось лишь согласие кооператива. В данном случае фактически имело место купля-продажа, осуществляемая в два этапа. Сначала кооператив выкупал квартиру у пайщика, затем продавал ее жильцам.
Но это правило действовало недолго: с 1 июля 1990 года вступил в действие закон «О собственности в СССР», в соответствии с которым член кооператива, выплативший паевой взнос полностью, признавался собственником уже оплаченного имущества. Кооперативные квартиры превратились в частные. Кроме того, новым законом было впервые установлено, что наниматель жилых помещений в домах государственного и общественного жилищного фонда и члены его семьи вправе выкупить у собственника соответствующую квартиру или дом. Не указано было лишь то, как это сделать.
Приватизация жилья: что это было?
Отдать квартиру государству
Приватизация нон стоп
Новая разновидность собственности получила название «собственность граждан». Привычное понятие «личная собственность» уже не использовалось, однако открыто употреблять запретное словосочетание «частная собственность» союзная власть не решалась. Однако из текста закона следовало: собственность граждан есть самая настоящая свободно отчуждаемая частная собственность.
Но и этот закон существовал недолго. С 1 января его действие было отменено на территории России решением Верховного Совета РСФСР. Вступил в действие Закон РСФСР «О собственности в РСФСР». В отношении признания прав собственности граждан на жилье формально ничего не изменилось, российский закон буквально повторил положения общесоюзного закона. Новизна заключалось лишь в том, что впервые квартиры были «прописаны» в законе как объекты собственности граждан.
Собственность и свобода
Наш небольшой исторический экскурс позволяет сделать два вывода. Вывод первый: частную собственность на жилье «создать» путем изменения действующего закона невозможно. Требуется, чтобы вышестоящие органы власти приказали нижестоящим органам: дать гражданам то, что им причитается. Иначе говоря, требуется снять все существующие запреты на свободное использование частного имущества.
Вывод второй: робкая попытка советской власти «монетизировать» жилищные права граждан была обречена на провал. В этом отношении весьма показательна история реализации Постановления Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 года №1440 «О продаже гражданам в личную собственность квартир в домах государственного и общественного фонда». Исторически это была первая попытка приватизации жилья.
В этом документе не декларировалось, а именно разрешалось местным органам власти продавать квартиры их нанимателям. Кроме того, разрешалась продажа незаселенных квартир в домах, подлежащих реконструкции или капитальному ремонту. Подчеркнем: данное постановление было составлено именно как указание. В нем, в частности, содержалась рекомендация продавать все квартиры в конкретном доме.
Возможностью выкупить собственное жилье у государства реально воспользовалась ничтожная часть населения страны. Есть данные, что до начала массовой бесплатной приватизации жилья в Российской Федерации было продано всего 0,2% жилищного фонда. Но чтобы понять, почему советские граждане так низко ценили возможность получить жилье в собственность, следует ответить на весьма коварный вопрос: что означала в советское время государственная собственность на городские квартиры?
На языке советского жилищного права ответ должен быть следующим: государство выступало как наймодатель в отношениях с жильцами и в этом качестве являлось собственником всех квартир. Но тогда возникает другой вопрос: имела ли власть возможность выселить жильцов из квартиры, где они были постоянно прописаны?
В сталинские времена это было, безусловно, возможно. Но во времена «застоя» у государства практически не осталось законных оснований для выселения рядового законопослушного жильца из его квартиры. На данное обстоятельство и указывал Виталий Найшуль, когда сделал вывод о том, что приватизация жилья произошла в период «застоя». Жилплощадь стала для гражданина территорией личной свободы.
По молчаливому договору государство уже не вторгалось на эту территорию и даже больше – взяло на себя обязательство защищать ее от притязаний третьих лиц. Это явление Виталий Найшуль назвал «советское обычное право» и оно действительно напоминает многие феодальные обычаи. Сбылась мечта Шарикова: все граждане получили бесповоротное право на гарантированные квадратные метры.
Отсюда ясно, почему советские граждане не видели смысла в том, чтобы выкупать собственное жилье у государства. Причина первая — это была нелегитимная сделка. Нельзя сначала что-то дать, а потом потребовать за это деньги. Причина вторая – отсутствовало то, что сегодня называется «рыночная стоимость» недвижимости. Для граждан имела смысл не приватизация жилья как таковая, а ее реальная «монетизация». Но для этого требовался свободный рынок.
История приватизации в России. Справка
Приватизация (от лат. privatus – частный) – процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на этой основе корпоративной, акционерной, частной собственности.
В современном мире процесс приватизации считается составной частью институциональных изменений, сопровождающих демократические реформы. В Российской Федерации в процессе перехода к рынку приватизации отводилась основная роль. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики.
Первым нормативным актом в этой области стал закон “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР”, принятый 3 июля 1991 года. Закон определял перечень и компетенцию государственных органов, уполномоченных проводить приватизацию, регламентировал порядок и способы проведения приватизации государственных и муниципальных предприятий.
Указ президента РФ Бориса Ельцина “Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий” от 29 января 1992 года ввел в действие ряд нормативных актов, раскрывавших механизм перехода государственной собственности в частную.
Первый этап приватизации (1992-1994), получивший название ваучерного, или чекового, начался 5 июня 1992 года, когда был принят в новой редакции Закон о приватизации. 11 июня была утверждена Государственная программа приватизации. Программа разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество). 14 августа 1992 года президент Российской Федерации подписал Указ “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации”.
Каждый житель получал ваучер номинальной стоимостью 10 тысяч рублей, а вместе с ним и право свободно распорядиться чеком по своему выбору: обменять его на акции своего предприятия в ходе закрытой подписки, участвовать в чековом аукционе, купить акции посреднических организаций – чековых инвестиционных фондов (ЧИФов), или просто продать ваучер.
Согласно статистике, около 25 млн россиян вложили свои ваучеры в чековые инвестиционные фонды, а примерно 40 млн вложили их в акции различных предприятий, треть владельцев ваучеров их продали.
Законодательство 1990-х годов не позволило многим ЧИФам, используя ваучеры граждан, приобретать контрольные пакеты акций перспективных предприятий. Приватизационные чеки попали на экономически малоэффективные предприятия, многие ЧИФы обанкротились, были ликвидированы.
Всего в 1991-1992 годах было приватизировано 46,8 тыс государственных предприятий, в 1993 году количество приватизированных предприятий возросло до 88,6 тысяч, в 1994 году – до 112,6 тысяч.
За два года в частные руки была передана большая часть объектов так называемой малой приватизации (свыше 85 тыс магазинов, ресторанов, кафе, предприятий служб быта). К концу 1994 года в абсолютном числе регионов России процесс малой приватизации по существу завершился.
Переход ко второму этапу приватизации (денежному) был утвержден Указом президента от 22 июля 1994 года “Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”.
На этом этапе планировалось добиться усиления инвестиционной активности владельцев крупных пакетов акций приватизированных предприятий в целях осуществления их структурной перестройки и значительно увеличить доходную часть государственного бюджета за счет поступлений от приватизации. В орбиту акционирования вовлекались крупные предприятия базовых отраслей экономики, определявшие производственный потенциал страны.
Обеспечить недостающую часть поступлений в бюджет было решено с помощью залоговых аукционов. 31 августа 1995 года президент подписал указ “О порядке передачи в 1995 году в залог акций, находящихся в федеральной собственности”. В декабре того же года состоялись аукционные торги. Вырученные средства от продажи акций 12 крупнейших предприятий составили 5,1 трлн рублей.
В целом на втором этапе приватизационные процессы резко замедлились. По состоянию на 1 января 1997 года общее число приватизированных предприятий достигло 126 793.
Третий этап приватизации получил наименование точечного. В аналитических материалах Государственного НИИ системного анализа Счетной палаты РФ он называется также этапом совершенствования правовых основ распоряжения государственной собственностью.
Некоторые эксперты предлагают считать началом этого этапа закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества РФ” от 21 июля 1997 года (вступил в силу 2 августа 1997 года, действовал до 2002 года). Другие исследователи считают нужным “продлить” денежный этап приватизации вплоть до августовского дефолта 1998 года.
На третьем этапе основным нормативным актом, регулирующим приватизацию, является Федеральный закон от 21 декабря 2001 года “О приватизации государственного и муниципального имущества”. Приватизация осуществляется на плановой основе. По действующему закону, ее планирование отнесено к компетенции Правительства РФ, которое ежегодно должно утверждать прогнозный план (программу) приватизации и ежегодно представлять отчет о его выполнении в Госдуму. Президент РФ формирует и утверждает перечень стратегически важных для национальной безопасности предприятий и определяет возможность их приватизации.
За десять лет приватизации (1993-2003) российская казна получила от продажи 145 тыс госпредприятий 9,7 млрд долларов. На тот момент в России оставалось порядка 705 неприватизированных объектов.
Вместе с тем, социальное недовольство в обществе переделом собственности в результате приватизации, наличие нарушений как в механизме приватизации (прежде всего это касается предприятий, перешедших под контроль крупных финансово промышленных групп в результате залоговых аукционов), так и недостаточная эффективность работы приватизируемых предприятий, дали основания для дискуссий среди экономистов и политиков о пересмотре результатов приватизации.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников
Приватизация жилья в 2019-2020 гг.
Закон о приватизации жилья в РФ № 1541-1 датирован 1991 годом и с текущими редакциями действует до сих пор, последние существенные изменения были внесены в 2017 году. В нем прописаны правила перевода имущества из государственного или в муниципального жилфонда в частный. Бробанк выяснил, как будет проходить приватизация 2019-2020 гг., кому могут в ней отказать и по каким причинам.
Когда завершится приватизация жилого фонда в РФ
Изначально на приватизацию было отведено несколько лет. Начиная с 1991 года, Правительство РФ предоставило россиянам возможность переоформить государственную жилплощадь в личную собственность. Но льготные сроки, когда можно пройти все этапы бесплатно, уже несколько раз продлевали. На данный момент действует правило, что до истечения 2019 года могут пройти процедуру все граждане. А до 2020 года — крымчане и жильцы аварийной недвижимости. Категория детей-сирот вправе приватизировать жилплощадь до истечения договора социального найма на то жилье, в котором ребенок проживает.
На текущем этапе россияне успели приватизировать 30 млн. единиц жилплощади, что составляет 80% от жилфонда. Причем по оценкам Правительства такого высокого показателя нет почти нигде в мире. Так как процедура не может длиться бесконечно, было принято решение по установлению окончательного срока. Но в СМИ нередко появляются новости, что приватизация спустя год может принять бессрочный характер. На данный момент подтверждения такой информации нет. Поэтому как будет происходить дальше, будет он платным или бесплатным никто не знает.
Не всякая жилплощадь может стать личной. Запрещено переводить в частную собственность:
- недвижимость, которой присужден статус музея;
- служебные помещения;
- жилплощадь в аварийных зданиях;
- недвижимость на территории заповедных зон;
- квартиры и дома на территории закрытых военных зон и объектов;
- общежития.
Жилье переходит в собственность бесплатно, не зависимо от его рыночной, кадастровой или любой другой стоимости. Однако определенные расходы все равно будут.
Так справка, которая подтверждает факт, что гражданин ранее не участвовал в процедурах приватизации стоит 300-500 рублей. Оформление техпаспорта на недвижимость — 1500 рублей. За регистрацию перехода права собственности понадобится уплатить государственную пошлину в размере 2000 рублей. Выписка из ЕГРН обойдется в 200 рублей. Возможно, придется оплачивать и за другие справки или ксерокопии документов. В среднем на процедуру тратят 4-4,5 тысячи рублей.
Участники процедуры
Участниками в программе приватизации недвижимости могут стать:
- Все жильцы, которые проживают на основании договора социального найма в квартирах или домах, принадлежащих государству или муниципалитету. Из чего следует, что даже несовершеннолетние дети с младенчества вправе стать полноправными участниками программы.
- Дети до наступления 14 лет. Но в этом случае их интересы представляют родители, усыновители или законные опекуны.
- Подростки от 14 до 18 лет. Такие жильцы вправе представлять свои интересы и писать заявление самостоятельно, но при этом обязаны поставить в известность родителя, усыновителя или опекуна.
- Граждане старше 18 лет самостоятельно проходят все этапы приватизации. Однако они должны помнить, что если уже одно жилье было переведено в их собственность бесплатно, то при приватизации второго объекта придется заплатить. Но если ребенок принимал участие в процедуре как дольщик до достижения 18 лет, он сохраняет за собой право на одну бесплатную приватизацию государственного или муниципального жилья.
- Если гражданин отсутствовал по объективным основаниям в момент проведения приватизации совместного жилья, к примеру, служил в армии, он вправе получить свою долю, когда вернется.
Документация для переоформления жилплощади
Перевод недвижимости в собственность основан личной инициативе россиянина, его семьи и пакете документов. Бумаги следует подготовить заранее, чтобы вся процедура прошла как можно быстрее и без повторных обращений. В перечень входят:
- справка по форме 3 от управляющей компании обо всех прописанных жильцах;
- технический паспорт на недвижимость;
- письменные заявления всех проживающих на территории жилплощади, которым больше 14 лет, где указано, что они согласны с проведением приватизации, бумаги подписывают собственноручно;
- справки о предыдущих прописках, где указано, что данный гражданин не приватизировал другое имущества;
- выписка из единого госреестра недвижимости;
- документы, удостоверяющие личность самого заявителя и членов его семьи — паспорта, свидетельства о рождении;
- свидетельство о заключении брака или его расторжении;
- квитанции об оплате коммунальных услуг с подтверждением отсутствия задолженностей за предшествующий квартал;
- чек уплаты государственной пошлины.
Этот список может быть скорректирован по просьбе сотрудников госорганов, которые проводят процедуру приватизации.
Если гражданин целенаправленно предоставляет ложную информацию о том, что он никогда ранее не проходил процедуру приватизации, а факт вскроется, то ему откажут и наложат взыскание. Документы, которые вызывают сомнения, возвращают заявителю на доработку или переоформление. При подготовке справок важно учесть их срок действия, чтобы к концу сбора документов и на момент подачи все были действительны.
Когда в сделке участвуют недееспособные или несовершеннолетние граждане, то документы проверяют с особой тщательностью. При выявлении факта подложных отказов от доли процедуру признают ничтожной.
Если в объекте приватизации проводились неузаконенные перепланировки или перестройки, то их придется устранить и только после этого собирать документы.
Этапы действий
После сбора всех справок и документов предстоят такие этапы при переводе жилья в личную собственность:
- Обратиться в офис многофункционального центра со всеми бумагами и заявлением или подать заявку через портал Госуслуг. Записаться на прием в МФЦ и уточнить перечень документов можно в дистанционном режиме. Это поможет сократить время и силы. Взамен пакета заявителю выдадут расписку с перечнем сданных к рассмотрению бумаг.
- Инспектор проверит пакет и назначит дату заседания комиссии по приватизации.
- Подождать решения комиссии. Его могут принимать максимум 2 месяца от даты подачи документов.
- При позитивном результате получить документ на передачу права собственности.
- Оформить свидетельство о праве собственности на имущество в Росреестре.
- Пройти перерегистрацию в службе БТИ.
После этого гражданин и его семья становятся собственниками жилплощади. Если члены семьи откажутся от доли, то заявитель будет единоличным владельцем, если нет, то у всех будет с долевое участие.
Те родственники, которые отказались от доли в имуществе не становятся собственниками, но за ними сохраняется право на пожизненное проживание на территории данной жилплощади. Согласие детей до 14 лет не требуется, они автоматически становятся участниками приватизации.
Россияне могут сократить время ожидания. Для этого потребуется оплатить за срочную процедуру. Стоимость может подсказать риэлтор, который возьмет на себя все этапы подготовки и сбора документов.
Зачем приватизировать квартиру
Жилье приватизируют для достижения двух целей:
- С личной недвижимостью разрешено проводить сделки купли-продажи. Также ее можно завещать, дарить, закладывать, сдавать внаем или разменивать.
- Собственную квартиру или дом можно перевести из частного жилфонда в коммерческий.
После проведения приватизации у граждан появляются дополнительные траты:
- налог на имущество, в то время как за государственное или муниципальное жилье такой платы нет;
- услуги, связанные с ремонтом и обустройством прилегающих территорий и на ремонтные работы, у частных собственников выше, чем у жильцов госсобственности.
Но большая часть россиян не считают эти траты существенными по сравнению с теми выгодами, которые получает собственник.
Почему могут отказать
Некоторые россияне сталкиваются с отказом в проведении приватизации. Это возможно в таких ситуациях:
- предоставленные документы содержат недостоверные сведения или составлены неправильно;
- недвижимость не может быть приватизирована в соответствии с законом;
- жилье подвергалась перепланировкам или перестройкам, которые не были узаконены;
- у заявителя нет постоянно прописки в объекте приватизации или он только арендует жилплощадь;
- гражданин уже является собственником какого-либо другого жилья и пытался срыть этот факт.
На адрес заявителя из МФЦ придет мотивированный отказ в проведении процедуры перевода права собственности. Из него будет понятна причина. Если она не правомерна, то гражданин может обратиться в суд и оспорить ее.
Как приватизировать квартиру
1. При каких условиях можно приватизировать квартиру?
Если вы хотите приватизировать квартиру, проверьте, отвечает ли ваша ситуация следующим требованиям:
- вы гражданин Российской Федерации;
- вы занимаете жилое помещение на условиях социального найма;
- занимаемое вами жилое помещение является собственностью города Москвы;
- вы никогда прежде не использовали право на участие в приватизации на территории Российской Федерации (это правило не распространяется на тех, кто стал собственником жилого помещения в порядке его приватизации, не достигнув совершеннолетия);
- у вас есть согласие на приватизацию жилого помещения всех имеющих право на приватизацию этого жилого помещения совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
2. Какие документы нужны для приватизации квартиры?
- запрос (заявление) о предоставлении государственной услуги — может быть оформлен сотрудником центра «Мои документы» во время обращения (либо вы можете заранее подготовить его, скачав бланк);
- Паспорт гражданина РФ.
“>документ , удостоверяющий личность заявителя;
“>свидетельство о рождении или документ, подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, выданный в установленном порядке (в случае рождения ребенка на территории иностранного государства);
Для не достигших 14-летнего возраста членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, лиц, имеющих право пользования этим помещением на условиях социального найма (за исключением случаев, если родители ребенка, не достигшего 14-летнего возраста, являются гражданами Российской Федерации и зарегистрированы в приватизируемом жилом помещении).
“>документ , подтверждающий наличие гражданства Российской Федерации;
Представляется в отношении заявителя, членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, а также лиц, имеющих право пользования этим помещением на условиях социального найма.
“>выписка из домовой книги за период с 21 июля 1991 года до прибытия на это место жительства либо аналогичный документ, ее заменяющий;
Представляется в отношении заявителя, членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, а также лиц, имеющих право пользования этим помещением на условиях социального найма.
“>документ уполномоченного органа, подтверждающий неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства;
Обратите внимание: в ряде случаев (в зависимости от конкретных обстоятельств вашей жизни) могут понадобиться дополнительные В отношении заявителя, членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, а также лиц, имеющих право пользования этим помещением на условиях социального найма, могут представляться:
- вступившее в законную силу решение суда о признании гражданина недееспособным / ограниченно дееспособным (копия, заверенная судом, принявшим решение);
- согласие органа, уполномоченного в сфере опеки и попечительства, на передачу в порядке приватизации жилого помещения в собственность недееспособного / ограниченно дееспособного гражданина, а также в собственность детей, оставшихся без попечения родителей, детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей;
- справка об освобождении гражданина, участвующего в приватизации, и ее копия;
- вступившее в законную силу решение суда о наличии или лишении (отсутствии) жилищных или имущественных прав на жилое помещение заявителя, членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, лиц, имеющих право пользования данным помещением на условиях социального найма (копия, заверенная судом, принявшим решение);
- вступивший в законную силу приговор суда (копия, заверенная судом, принявшим решение), а также документ, подтверждающий отбывание наказания гражданами, осужденными к лишению свободы или к принудительным работам (в соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 23 июня 1995 года № 8-П.
Кроме того, могут потребоваться:
- решение уполномоченного органа в сфере опеки, попечительства и патронажа (в отношении недееспособных / ограниченно дееспособных граждан, а также детей, оставшихся без попечения родителей, детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей), оформленное в установленном порядке и подтверждающее полномочия представителя заявителя по представлению документов для подписания договора передачи, подписанию договора передачи, получению договора передачи;
- выписка из личного дела (справка) с указанием периода прохождения службы, состава семьи и отражением регистрации при воинской части по периодам службы (для офицеров, в том числе уволенных в запас, и членов их семей; граждан, проходящих (проходивших) военную службу по контракту, и членов их семей; граждан, которым предоставлено (было предоставлено) в пользование служебное жилое помещение при воинской части на период трудового договора (контракта), и членов их семей) — представляется в отношении заявителя, членов семьи заявителя, лиц, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении, лиц, имеющих право пользования данным помещением на условиях социального найма.
Если в выписке из личного дела (справке) содержатся сведения о месте проживания заявителя и/или членов его семьи с указанием способа жилищного обеспечения, не предполагающего возможность приватизации жилого помещения, то требования о представлении документов не распространяются на:
- выписку из домовой книги за период с 21 июля 1991 года до прибытия на данное место жительства либо аналогичный документ, ее заменяющий;
- документ полномочного органа, подтверждающий неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства;
- документ, подтверждающий полномочия органа по выдаче документа, подтверждающего неиспользованное право на участие в приватизации по прежнему месту жительства.
Источники:
http://grazhdaninu.com/zhilishhnoe-pravo/privatizatsiya/sroki-i-osobennosti.html
http://www.bn.ru/gazeta/articles/83734/
http://ria.ru/20110530/381713462.html
http://brobank.ru/privatizaciya/
http://www.mos.ru/otvet-dom-i-dvor/privatizaciya-kvartiry/