2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Лицензия экспедиторские услуги

Нужна ли лицензия на осуществление перевозки пассажиров и грузоперевозки

Содержание статьи

В целях усиления правового режима эксплуатации отдельных видов транспорта и установления дополнительного государственного контроля в сфере перевозок в Российской Федерации применяется лицензирование транспортной деятельности. Сутью данного механизма по лицензированию является выдача документа, на основании которого предоставляется разрешение использовать транспортное средство для осуществления определенного вида перевозки.

Данный вопрос затрагивает сферу деятельности и регулирования рынка транспортных услуг, обладает отличительными особенностями правового режима и установленным порядком получения подобной лицензии. Детально разберем ключевые вопросы лицензирования и отдельных типов перевозки (в первую очередь, пассажиров и грузов), а также рассмотрим режим регулирования транспортных вопросов на территории Российской Федерации.

Разбираемся в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ

Ключевым регулятором лицензирования транспортной деятельности на территории Российской Федерации является Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее — Закон № 99-ФЗ). В рамках Закона № 99-ФЗ разрешены следующие ключевые вопросы:

  • регламентировано осуществление деятельности государственных органов по лицензированию (ст. 7);
  • определены виды услуг в сфере транспорта, которые требуют наличия лицензии (ст. 12);
  • установлен порядок приобретения лицензии (статьи 13-14);
  • регламентирован порядок организации контроля по лицензированию транспортных перевозок (ст. 19);
  • определены основы функционирования единого информационного ресурса — реестра по выдаче лицензии.

В целом вопрос лицензирования касается следующих видов транспортных перевозок пассажиров и грузов:

Необходимо отметить, что на настоящий момент на территории Российской Федерации осуществляется лицензирование только установленного перечня услуг, связанных с транспортом. Сфера перевозок пассажиров и грузов предусматривает получение лицензии только в том случае, если деятельность осуществляется железнодорожным, воздушным, водным (в том числе, на морских судах) видом транспорта.

Перевозка пассажиров

Вопрос перевозки пассажиров автомобильным транспортом осуществляется на основании лицензии только в случае наличия более 8 мест в автомобиле, причем исключением является выполнение подобной работы по заказам либо для обеспечения собственных нужд (как фирмы, так и индивидуального предпринимателя).

Получение лицензии на право заниматься транспортной деятельностью носит заявительный характер. Заявление от имени юридического лица либо индивидуального предпринимателя подлежит подаче в лицензирующий орган. К заявлению необходимо приложить пакет документов с описью, перечень которых зависит от вида лицензируемой деятельности.

Вопрос сертификации транспортной деятельности в рамках Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ касается норм подтверждения того, что конкретный объект, имеющий отношение к транспортной деятельности, соответствует официальным стандартам, принятым на территории Российской Федерации. Например, необходимо подтвердить соответствие качества вагонов городского и пригородного транспорта и электротранспорта перед непосредственной эксплуатацией.

Перевозки грузов или транспортно-экспедиционная деятельность

Транспортно-экспедиционная деятельность представляет собой оказание услуг в сфере перевозки грузов. Особенностью данного вида деятельности является обязанность экспедитора принять груз, перевезти, доставить и выполнить ряд дополнительных обязанностей, связанных с перевозкой. Дополнительные обязанности, устанавливаемые в рамках договора транспортной экспедиции, принимаются во исполнение нужд заказчика, например, по хранению груза, прохождению таможенных процедур и пр.

В соответствии с действующей редакцией ст. 12 Закона № 99-ФЗ перечень видов деятельности, требующих наличия лицензии, не содержит упоминания о транспортно-экспедиторской деятельности, и связано это с изменением положений Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ. Дело в том, что в редакции представленного закона до 12.01.2003 года существовала статья 7, согласно которой услуги по транспортной экспедиции относились к одному из нескольких видов деятельности, связанных с безопасностью дорожного движения. В соответствии с этим положением предусматривалось обязательство по лицензированию данного вида деятельности. В настоящее время данная статья 7 рассматриваемого закона утратила силу. Таким образом, в соответствии с действующим законодательством транспортно-экспедиционная деятельность в Российской Федерации не предусматривает лицензирования.

Как происходит лицензирование перевозок в РФ

Резюмируя вышесказанное, выделим ключевые моменты, по каким критериям и каким образом происходит лицензирование перевозок в Российской Федерации.

Лицензия выдается уполномоченным территориальным лицензирующим органом и осуществляется по заявлению заинтересованного лица, если подобного рода услуги подлежат лицензированию.

Обратите внимание!

Перевозки грузов автомобильным транспортом на территории Российской Федерации не участвуют в лицензировании, равно как и перевозка пассажиров до 8 человек, либо для обеспечения собственных нужд.

Следует с ответственностью отнестись к вопросу осуществления определенных Законом № 99-ФЗ видов деятельности, своевременно получать лицензии, информация по которым должна быть в обязательном порядке внесена в государственный информационный реестр. Важность указанной процедуры заключается в повышенной степени опасности, связанной с вовлечением в осуществление деятельности объекта повышенной опасности — транспортного средства.

При отсутствии опыта в осуществлении процедуры лицензирования настоятельно рекомендуем воспользоваться услугами профильных специалистов, которые помогут вам собрать требуемый пакет документов, составить заявление и направить его в территориальный орган по лицензированию.

Обращение к юридическим услугам сопровождается выплатой вознаграждения, установленного двусторонним договором. Стоимость услуг будет зависеть от объема предполагаемых работ, затраченного рабочего времени юриста, его опыта и репутации, а также региона предоставления услуг. Очевидно, что в Москве размер вознаграждения будет значительно выше, чем на периферии, что обуславливается более высоким уровнем жизни работающего населения.

Отметим, что нет необходимости обращаться к юристу лично за консультацией по лицензированию транспортной деятельности — подобную помощь можно предоставить дистанционно. Наш правовой ресурс располагает возможностями предоставления консультаций онлайн в короткие сроки, а наши квалифицированные юристы помогут провести процедуру лицензирования в рамках действующего законодательства.

Сертификация и лицензирование транспортно-экспедиционных услуг;

Система сертификации на железнодорожном транспорте регламентируется документом «Порядок сертификации услуг, предоставляемых на федеральном железнодорожном транспорте

при перевозках грузов».

Правила по сертификации устанавливают порядок подготовки и проведения сертификации услуг и распространяются на организации и физических лип, которые предоставляют транспортно-экспедиторские услуги, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, в том числе на операторские компании.

Порядок проведения сертификации предусматривает следующие процедуры:

— представление заявки заявителем на проведение сертификации услуг:

— предварительная оценка заявки и принятие решения по ней:

Читать еще:  Независимая экспертиза электронной книги

— направление заявителю решения по заявке и заключение

— рассмотрение соглашений с другими системами с целью возможности признания имеющихся у заявителя сертификатов соответствия;

— проведение обследования и оценки соответствия объекта сертификации нормативным документам;

— анализ результатов оценки соответствия и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия либо обоснование отказа в выдаче сертификата соответствия;

— оформление, регистрация и выдача сертификата соответствия, либо направление заявителю обоснованного отказа в выдаче сертификата;

— информация о результатах сертификации.

При перевозке грузов организациями-исполнителями (экспедиторскими организациями; агентскими организациями; операторскими компаниями) сертификация услуг проводится по схемам сертификации и включает: оценку соответствия процесса предоставления услуги: оценку соответствия организации-исполнителя услуги: оценку соответствия системы качества предоставления услуги нормативным документам.

Следующим этапом совершенствования рынка экспедиторских услуг должно быть лицензирование для определенных законодательством Российской Федерации видов деятельности на железнодорожном транспорте осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в порядке, установленном Правительством Российской

Федерации или иными федеральными органами исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлены указанные полномочия.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2002 г. № 3S3 утверждено Положение о лицензировании перевозок железнодорожным транспортом пассажиров, грузов и Положение о лицензировании погрузочно-разгрузочном деятельности на железнодорожном транспорте.

Первое определяет порядок лицензирования перевозки железнодорожным транспортом грузов, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется ими для обеспечения собственных нужд и без выхода на железнодорожные пути общего пользования. Лицензия предоставляется на 5 лет. По лицензируемым работам установлены лицензионные требования и условия в виде перечня: определены функции лицензируемого органа.

Лицензия, в отличие от сертификата, предоставляет ее обладателю права, соответствующие целям его деятельности, и возлагает на него также гражданские обязанности, связанные с этой деятельностью.

Для осуществления экспедиционной деятельности лицензии выдаются с соблюдением процедур, установленных актами Правительства России, а также Федеральным Законом “О лицензировании отдельных видов деятельности».

Транспортно-экспедиционная деятельность осуществляется предприятиями, организациями и учреждениями на основании лицензии независимо от организационно-правовой формы. Так же, как и сертификация, лицензирование предполагает включение в лицензионные требования и условия квалификационных требований к соискателю лицензии и лицензиату, в частности, квалификационных требований к работникам фирм или гражданам, которые являются индивидуальными предпринимателями.

Объектами сертификации являются:

— услуги, оказываемые до приема и после выдачи груза, а также в пути следования при перевозке грузов по железной дороге;

— организации-исполнители, осуществляющие транспортно-экспедиторскую деятельность в сфере федерального железнодорожного транспорта как самостоятельные юридические лица, в том числе агентские и экспедиторские организации, операторские и страховые компании;

— системы качества обслуживания

Сертификации подлежат транспортно-экспедиторские услуги, к которым предъявляются требования по обеспечению безопасности на железнодорожном транспорте, сохранности перевозимых грузов, охраны окружающей природной среды. Сопутствующие услуги, предоставляемые грузоотправителям и грузополучателям на железнодорожном транспорте, могут подвергаться добровольной сертификации.

Сертификация услуг проводится по схемам.

Схема 9у. Применяется при сертификации процессов предоставления отдельных видов услуг. Оценка процесса предоставления услуги производится путем обследования возможностей и сценки способности исполнителя осуществлять конкретный процесс предоставления услуги в соответствии с установленными СТ ССФЖТ 025 требованиями.

Схема 10у. Применяется при сертификации организации – исполнителя услуг для присвоения ей фирменной категории. В процедурах оценки соответствия организации-исполнителя услуг могут быть использованы сведения, полученные извне, в том числе:

— результаты социологических опросов и экспертных опенок клиентов организации-исполнителя;

— сведения МПС России о качестве работы организации-исполнителя и безопасности предоставляемых услуг.

Схема 11у. Применяется при сертификации системы качества предоставления услуг при наличии сертифицированной системы качества организации-исполнителя услуг.

Соответствие подтверждается сертификатами на процесс предоставления услуги, организацию-исполнителя услуги, систему качества и декларацией исполнителя услуги.

Необходим систематический инспекционный контроль за стабильностью характеристик сертифицированных объектов. В случае необходимости к инспекционному контролю могут привлекаться надзорные органы, квалифицированные специалисты других компетентных организации.

Результаты сертификации должны быть опубликованы, В случае приостановления пли отмены действия сертификатов соответствия и (или) лицензии на применение знака соответствия информация об этом доводится до сведения заявителя, потребителей и других заинтересованных органов, организаций и физических лиц. Сертификация осуществляется на основании отдельных договоров с учетом технических требовании на каждый сертифицируемый показатель.

Для сертификации дополнительно указывают нормативные документы, устанавливающие методы проверки (контроля испытаний) сертификационному показателю «Аттестационные методики соответствия», показатель безопасности в процессе предоставления услуги (в нашем случае – безопасность перевозочного процесса, охрана труда и техника безопасности),

Порядок проведения сертификации включает в себя следующие процедуры: подача заявки на сертификацию услуги: предварительная оценка заявки и принятие решения по ней; направление заявителю решения по заявке и заключение договора с ним; рассмотрение возможности признания имеющихся у заявителя сертификатов соответствия; оценка по обязательным требованиям и подготовка предварительного заключения; проверка соответствия всех заявленных услуг нормативным документам: анализ результатов оценки соответствия и возможности выдачи сертификата соответствия по всем заявленным услугам или по их части либо обоснование отказа

— рост транзитных перевозок в транспортных коридорах;

— объем инвестиций операторских компании в подвижной состав;

— объем инвестиций в инфраструктуру железнодорожного транспорта:

— качество и эффективность транспортного обслуживания

Комплексная система транспортно-экспедиционного обслу­живания предусматривает выполнение следующих основных функций, направленных на полное освобождение клиентов от всех несвойственных им видов деятельности:

— подготовка и оформление плановых, перевозочных, ком­мерческих и расчетных операций при получении заказа на ком­плексное транспортно-экспедиционное обслуживание;

— осуществление погрузо-разгрузочных работ при приеме и сдаче груза клиентуре, а также при передаче груза с одного вида транспорта на другой;

— переработка грузов на терминалах и оформление грузо­вых партий, осуществление упаковочных работ, маркировка грузов, формирование пакетов;

— организация перевозок грузов в контейнерах и контрейлерах;

— предоставление клиентуре складских услуг, предусматри­вающих краткосрочное и долгосрочное хранение продукции клиента на терминале:

организация перевозок грузов в смешанном сообщении: завоз (вывоз) грузов (контейнеров) на железнодорожные станции, речные и морские терминалы и аэропорты, обеспечение своевременной и качественной магистральной перевозки гру­зов с полной ответственностью экспедитора за весь перевозоч­ный процесс;

— введение централизованных расчётов за все операции и товародвижение в целом;

— информирование клиента о местоположении груза, транс­портного средства, себестоимости перевозок грузов и тарифах на различных видах транспорта, введение электронного доку­ментооборота;

— предоставление услуг по страхованию грузов и обеспече­нию охраны при их складировании, перегрузке и перевозке;

— оказание консультационных и посреднических логисти­ческих услуг как перевозчикам, так и обслуживаемой клиенту­ре по выбору вида транспорта и типа подвижного состава, маршрута следования груза, организации обслуживания по типу «точно в срок», применению специализированных типов подвижного состава;

Читать еще:  Какая сделка считается крупной

— выполнение посреднических функций между перевозчи­ком и клиентом при заключении договора (контракта) на пе­ревозку и транспортно-экспедиционное обслуживание. Коммер­ческое посредничество может предусматривать также выкуп груза с последующей его реализацией.

Лицензия на экспедиторские услуги

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

Указ 450 отменил некоторые виды лицензируемых видов деятельности в том числе и экспедирование.

Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачу государственных органов и государственных организаций (приложение 1 к Положению N 450) (далее — Перечень N 450).
Кроме того, значительно сократилось число лицензируемых работ (услуг) в составе иных видов деятельности. Остановимся на наиболее распространенных из них. Так, отменено лицензирование в сфере розничной торговли и общественного питания, кроме лицензирования розничной торговли алкогольными напитками и (или) табачными изделиями. Отметим, что по-прежнему подлежит лицензированию розничная торговля нефтепродуктами, ветеринарными препаратами, лекарственными средствами, изделиями из драгоценных металлов и камней, которые, как и сейчас, входят в состав других видов деятельности. В отношении автомобильного транспорта с 1 января 2011 года не лицензируются внутриреспубликанские перевозки грузов всех видов, а также международные перевозки грузов на автомобиле, разрешенный максимальный вес которого, включая вес прицепа и полуприцепа, не превышает 3,5 тонн. При пассажирских перевозках лицензия не нужна будет только для внутриреспубликанских перевозок пассажиров для собственных нужд.

Указ 450 отменил некоторые виды лицензируемых видов деятельности в том числе и экспедирование.

спасибо, а налоговую как то уведомлять нужно??

Лишь время нам дает понять: кто друг. кто враг. кто просто так.

Дорожный конфликт

Экспедитор или оператор — кого закон обязывает получать лицензию?

№32 (1122) 10.08—16.08.2013

Хотя экспедиторские компании, как правило, не имеют собственного транспорта, это не гарантирует, что у них не возникнут проблемы с лицензированием.

Несмотря на то что контролирующие органы нередко требуют от экспедиторских компаний лицензии на перевозку, предприятия могут спокойно обходиться и без них. Главное — проанализировать законы и изучить судебную практику. Это позволит эффективно защитить свои интересы.

Усложненный контроль

Роль экспедитора как в международных, так и во внутренних перевозках различными видами транспорта сложно переоценить. Именно экспедиторские компании экономят время и избавляют своих клиентов от множества проблем, возникающих при транспортировке грузов. Вместе с тем у самих экспедиторов проблем с каждым годом становится все больше.

Одна из них — необходимость лицензирования экспедиторской деятельности. Особенно это касается тех компаний, у которых в собственности есть подвижные составы.

На первый взгляд, все просто: если компания не занимается перевозками, а только организовывает их, то и лицензия не нужна. Но, к сожалению, не все контролирующие органы разделяют такую точку зрения, часто приравнивая экспедиторские компании к неким операторам, чья деятельность подлежит лицензированию. Но насколько обоснована такая позиция этих органов?

Пунктом 25 ст.9 закона «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» предусмотрено лицензирование таких видов деятельности, как «предоставление услуг по перевозке пассажиров, опасных грузов, багажа речным, морским, автомобильным, железнодорожным транспортом».

Следовательно, в случае участия субъекта хозяйствования в деятельности, связанной с перевозкой грузов железнодорожным транспортом, решение вопроса о том, должен ли субъект хозяйствования получать лицензию, зависит от выяснения определенного законодательством содержания понятия «услуги по перевозке».

В ч.1 ст.306 Хозяйственного кодекса перевозка грузов «признается хозяйственной деятельностью, связанной с перемещением продукции производственно-технического назначения и изделий народного потребления по железным дорогам, автомобильным дорогам, водным и воздушным путям, а также транспортировкой продукции по трубопроводам».

Согласно Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Украины, утвержденной приказом Министерства транспорта и связи от 31.08.2005 №507, «железнодорожная перевозка — перемещение в пространстве людей и грузов с помощью железнодорожного транспортного средства».

Положения гл.32 ХК «Правовое регулирование перевозки грузов» четко разделяют два вида деятельности и два вида услуг — услуги по перевозке и услуги по экспедиции, квалифицируя транспортную экспедицию как вспомогательный вид деятельности, связанный с перевозкой груза.

Также чч.2—4 ст.306 ХК установлено, что субъектами отношений перевозки грузов являются перевозчики, грузоотправители и грузополучатели.

В соответствии со ст.1 закона «О транспортно-экспедиторской деятельности» «перевозчик — юридическое или физическое лицо, которое взяло на себя обязанность и ответственность по договору перевозки груза за доставку к месту назначения доверенного ему груза, перевозку грузов и их выдачу (передачу) грузополучателю или другому лицу, указанному в документе, который регулирует отношения между экспедитором и перевозчиком».

Согласно этой же статье экспедитор определяется как «субъект хозяйствования, который по поручению клиента и за его счет выполняет или организовывает выполнение транспортно-экспедиторских услуг, определенных договором транспортного экспедирования».

Из этого следует, что перевозчик и экспедитор — это два разных лица, предоставляющих разные услуги. Экспедитор не является субъектом отношений перевозки грузов в понимании ст.306 ХК, если он самостоятельно, с помощью собственного транспорта, не перевозит груз.

Кроме того, согласно Общеукраинским экспедиционным правилам, разработанным правлением ассоциации «Европейский союз транспортников Украины», экспедитор приобретает права и обязанности перевозчика, если:

— выполняет перевозки собственными транспортными средствами и выдает транспортную накладную;

— выполняет перевозки чужими или арендованными транспортными средствами, но выдает транспортную накладную (договорной перевозчик).

Приведенное дает основания для вывода о том, что перевозка и/или услуга по перевозке заключается не в организации перевозки или проведении оплаты такой перевозки, а непосредственно в деятельности перевозчика по перемещению груза с использованием транспорта.

Следовательно, на основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что экспедиторская деятельность не относится к такой, которая требует лицензирования на основании закона «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

Позиция суда

Такая позиция подтверждается и судебной практикой. Днепропетровский апелляционный хозяйственный суд в постановлении от 14.05.2009 по делу №35/113-09 установил, что транспортное экспедирование не подлежит лицензированию и является отдельным видом деятельности, так же как и перевозка грузов, и эти виды деятельности не могут отождествляться.

К аналогичным выводам этот же суд пришел в постановлении от 12.03.2009 по делу №18/194: «С учетом того, что ответчик обязался и исполнял по договору только работы по организации перевозок наемным транспортом, коллегия суда считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что предоставление ответчиком указанных услуг не требует лицензии».

Читать еще:  Обмен старых купюр на новые в сбербанке

Несмотря на это, органы контроля за безопасностью на наземном транспорте достаточно часто приравнивают экспедиторов к перевозчикам, аргументируя это тем, что экспедиторские компании, у которых в собственности или пользовании есть подвижные составы, являются операторами и обязаны получать лицензию.

В связи с этим возникают вопросы: какое различие между экспедиторами и операторами и существует ли оно вообще?

Правилами регистрации и эксплуатации собственных грузовых вагонов, утвержденными приказом Минтранса от 28.09.2004 №856, установлено, что «оператор — самостоятельный субъект хозяйствования, который на основании договоров с железной дорогой и грузоотправителями участвует в процессе перевозки грузов с использованием собственного подвижного состава либо арендованного у другого владельца или которым он владеет на основании совместной деятельности, договора управления имуществом и т.п.»

В п. 6.2 этих правил указано, что «оператор должен иметь соответствующую лицензию согласно закону «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» и сертификат соответствия продукции и услуг согласно Положению о сертификационной деятельности на железнодорожном транспорте, утвержденному приказом Министерства транспорта от 1.06.98 №207».

Приведенное определение понятия «оператор» фактически дает право приравнять любого субъекта хозяйствования, у которого в собственности либо аренде есть вагоны, к операторам, обязав его тем самым получать лицензию и сертификат соответствия.

Эту позицию зачастую и используют контролирующие органы, настаивая на том, что экспедиторские компании, которые владеют вагонами, являются участниками процесса перевозки груза и должны получить лицензию.

В то же время такая позиция опровергается судебной практикой. К примеру, тот же Днепропетровский апелляционный хозсуд в постановлении от 14.05.2009 по делу №35/113-09 отметил, что ответчик не является оператором перевозок в понимании Правил регистрации и эксплуатации собственных грузовых вагонов, так как самостоятельно перевозки не осуществлял. Факт предоставления ответчиком в аренду собственных вагонов или аренды им вагонов у третьих лиц не доказывает факт предоставления услуг по перевозке именно ответчиком в качестве экспедитора, говорится в постановлении.

Учитывая изложенное, можно прийти к выводу, что экспедиторская компания, владеющая на праве собственности или праве аренды вагонами, не является оператором и не обязана получать лицензию на предоставление услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом.

Если же контролирующие органы в результате проведения проверки пришли к противоположному выводу и внесли соответствующее предписание, стоит обжаловать такое решение в судебном порядке, подкрепляя свою позицию судебной практикой.

ИРИНА КАЛЬНИЦКАЯ, юрист ЮФ «Гвоздий и Оберкович»

Лицензия экспедиторские услуги

Экспедирование грузов – это доставка товаров или корреспонденции к месту назначения в сопровождении специалистов-экспедиторов. Этот специалист может не только отправить и получить груз, но и выполнить множество действий юридического и физического характера.

Экспедирование как вид деятельности при грузоперевозках

Транспортное экспедирование – это вид предпринимательской деятельности, включающий в себя оказание соответствующих экспедиторских услуг по организации перевозок грузов экспортного, импортного либо транзитного характера. Эту деятельность могут осуществлять также специализированные предприятия и иные субъекты хозяйственной деятельности. Регламентируется транспортно-экспедиторная деятельность рядом законов, во многом повторяющих друг друга, основной из которых – Закон об экспедиции. Этим законом установлено, что экспедиторами в соответствии с законами всех государств, по территории которых производится перевозка грузов, предоставляются услуги, состав которых оговаривается договором транспортного экспедирования. Эти услуги могут использоваться при экспорте, импорте или транзите по территории разных государств.

Субъекты экспедиторской деятельности

В экспедиторскую деятельность вовлечены сами экспедиторы, клиенты и перевозчики, порты и железнодорожные станции, различные транспортные предприятия, таможенные брокеры и др. Страховые агенты тоже имеют к этому отношение.

Клиент – это потребитель экспедиторских услуг, он заказывает выполнение данных услуг экспедитору и оплачивает их. Клиентом может являться и отправитель груза, и получатель его.

Перевозчик обеспечивает доставку груза к месту назначения и передачу его получателю.

Экспедитор работает по доверенности клиента, выполняя услуги, связанные с перевозкой: он может проверять состояние груза и его количество, обеспечивает погрузку и разгрузку, уплачивает пошлину, все сборы и расходы, которые положены клиенту, выполняет таможенные требования, страхует груз и т.д.

Требование страхования груза и ответственности экспедитора предусмотрено законодательством и обычно включается в договор экспедирования. Функции экспедитора может также выполнять и сам перевозчик, при этом может быть заключен смешанный договор, предусматривающий и перевозку, и транспортное экспедирование грузов.

Договор транспортного экспедирования

Договор, заключаемый экспедитором и клиентом, является основным документом, определяющим обязанности экспедитора, связанные с грузоперевозкой. Перечень основных и дополнительных обязательств экспедитора в договоре должен присутствовать обязательно. Ряд условий, прописываемых в договоре, оговаривается законодательно, но есть и условия, по желанию одной из сторон подлежащие дополнительному согласованию. Стоимость услуг экспедитора может указываться в иностранной валюте, если речь идет о международном соглашении, тогда она формируется по типу цен, принятых на мировом рынке.

Если согласно договору экспедитор должен от имени клиента выполнять какие-либо действия, он должен получить от клиента доверенность.

Лицензирование

Согласно законодательству, лицензированию подлежит транспортная деятельность, а не экспедиторская, так что если экспедитор сам не является перевозчиком, лицензия ему для работы не нужна.

Документы на экспедиторские услуги

Все оформляемые при заключении договора на экспедирование первичные документы можно разделить на те, которые экспедитору нужны для выполнения своих экспедиторских функций, и те, которые бухгалтерия экспедитора использует для собственного бухгалтерского учета.

В первую группу документов входят документы на груз, условия его перевозки, предусмотренная договором информация, необходимая для выполнения экспедитором своих договорных обязанностей. Экспедитор имеет полное право потребовать у клиента наличие всей документации до начала исполнения своих обязанностей. Если экспедитор принял на себя обязанности по таможенному оформлению товара, уплате пошлин и сборов и другие, он сам готовит соответствующие документы, заверяет подписями и печатями и передает по назначению с вручением клиенту оригинальных экземпляров. Копии в таком случае экспедитор передает в свою бухгалтерию как подтверждение выполнения им определенных работ.

Товарно-транспортные документы также необходимы при перевозке грузов, причем при международных перевозках они составляются по международным формам и на языке международного общения.

Вторая группа документов, которые необходимы экспедитору для собственного учета, включает документы, выданные привлекавшимися к выполнению экспедиторского договора субъектами хозяйствования.

Акт выполненных работ между клиентом и экспедитором в законе не оговорен, но при взаимоотношениях юридических лиц должен быть составлен в письменном виде.

Источники:

http://pravo21vek.ru/articles/licenzirovanie/licenzirovanie-transportnoj-deyatelnosti/
http://studopedia.su/6_27638_sertifikatsiya-i-litsenzirovanie-transportno-ekspeditsionnih-uslug.html
http://buhgalter.by/topic/32380/
http://zib.com.ua/ru/37730-ekspert_razyasnil_nuzhni_li_ekspeditorskim_kompaniyam_licenz.html
http://cargolink.ru/ls/blog/542.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector