Льготы проводникам
Профессия: проводник
Когда едешь в поезде, кажется, что работать проводником не так уж сложно: собрал билеты, напоил чаем, проследил за порядком — и все.
На самом деле далеко не все. Проводники отвечают за исправность оборудования и комфорт пассажиров. Если в поездке что-то идет не так, спрашивают с нас. При этом получаем мы не так много — до 40 тысяч в лучшем случае, а в среднем 25 тысяч рублей.
Расскажу, каково работать проводником пассажирского поезда.
Что за работа
Проводник пассажирского поезда — это официант, уборщик, истопник, электрик, психолог, продавец и много кто еще в одном лице. Он проверяет личность пассажиров, усаживает их на нужные места в вагоне, выдает белье, кормит, заносит данные о пассажирах в бланк строгой отчетности и высаживает на нужной станции. Проводник отвечает за жизнь и здоровье пассажиров, поэтому он должен знать, как вести себя в чрезвычайной ситуации.
Еще мы улаживаем конфликты и содержим вагон в чистоте. Каждую поездку нам нужно продавать товары, а зимой — очищать снег под вагонами и убирать лед.
Практически в каждой поездке возникают какие-то проблемы: то у пассажиров нет нужных документов и их нельзя посадить в вагон, то кто-то не успевает на поезд. Бывает, кто-то слишком много выпьет. Ну и конечно, кто-то из пассажиров обязательно будет курить в тамбуре или между вагонами, а это запрещено. Все эти проблемы решаем мы, проводники, и начальник поезда.
Каждый раз мы обязаны быть предельно вежливыми и внимательными, даже если пассажир хамит и ведет себя неадекватно. В одной из поездок пассажир требовал, чтобы температура в вагоне была +21 °C . Приходил в купе проводников и скандалил. Мне приходилось каждый раз спокойно объяснять, что температуру устанавливает система климат-контроля и я ничего не могу с этим поделать.
Разряды железнодорожных профессий
Все должности делятся на разряды. Чем выше разряд, тем больше ответственности и выше зарплата. Например, первый разряд — у уборщиков вагонов, а начальники службы железной дороги — это 15—17-й разряд. Проводники — это работники 2—5-го разряда:
- второй разряд — у проводников некоторых пригородных поездов;
- третий разряд — у проводников поездов дальнего следования;
- четвертый — у проводников фирменных поездов и поездов международного сообщения;
- пятый — у проводников, знающих иностранный язык, на поездах международного сообщения.
У начальника поезда разряды с 8 по 11, логика разрядов такая же. Начальник поезда отвечает за безопасность пассажиров, руководит проводниками и техническим персоналом, разбирает конфликтные ситуации и жалобы. Еще он ответственен за то, чтобы поезд вовремя уезжал и приезжал.
Железнодорожные компании, зарплата и график
В России есть несколько ж/д компаний: РЖД, «Гранд-экспресс», «Транскласссервис» и др. РЖД принадлежат другие компании, например «Федеральная пассажирская компания». Все они регулярно нанимают проводников.
Зарплата в железнодорожных компаниях разная. В ТКС платят больше. Одна из причин в том, что проводники там ездят по другим, более длительным графикам. В ФПК предлагают зарплату от 25 000 до 30 000 Р в месяц, а в ТКС — 39 000 Р .
Работают проводники посменно. График бывает 8/8 , 14/14 , 16/16 . Иногда могут отправить в несколько рейсов подряд, например летом или если не хватает проводников. Такие смены оплачиваются по повышенному тарифу, как и работа в праздники.
ст. 153 ТК РФ — оплата труда в выходные и праздничные дни
Как стать проводником
Курсы. Стать проводником в РЖД несложно. Достаточно иметь среднее образование и пройти курсы — их проводят с сентября по декабрь. На курсах учат, как решать конфликты, дают знания по технике безопасности, охране труда, устройству и эксплуатации оборудования в пассажирских вагонах. Курсы у ФПК и «Гранд-экспресса» бесплатные.
Можно получить образование в железнодорожном техникуме. Специальность «эксплуатация железных дорог» есть, например, в Сибирском государственном университете путей сообщения или в Липецком государственном техническом университете.
Чтобы стать начальником поезда, не обойтись без высшего образования. Специальность необязательно должна быть железнодорожной, хотя с ней проще.
После курсов будущие проводники проходят инструктажи, тестирование и стажировку.
В компании «Гранд-экспресс» обучают на бесплатных курсах. Занятия обычно начинаются в сентябре
На инструктаже знакомят с местом работы, правилами трудового распорядка, основными вопросами по охране труда. Непосредственно на рабочем месте проводят еще один инструктаж — рассказывают, где переходить пути, как вести себя в конкретном вагоне и т. п. Раз в три месяца — повторные инструктажи.
На этапе тестирования нужно выполнить тесты на логику, знание дисциплин и пройти психологический тест.
Во время стажировки новички едут в пробный рейс с опытным проводником. Взять могут в любой рейс, ограничений по дальности нет. Бывает, что приходится стажироваться в рейсе Москва — Владивосток. Во время стажировки новички заполняют дневники. Там пишут, что и когда делали: проверяли билеты, убирались, продавали товары и т. д. Опытный проводник в конце рейса оценивает новичка. Мы обычно ставим хорошие оценки, потому что новички всегда стараются показать себя с лучшей стороны.
Каждые несколько лет проводники проходят дополнительное обучение и сдают экзамены по всем железнодорожным дисциплинам. Перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году у проводников в поездах, организованных для перевозки иностранных болельщиков, был дополнительный курс базового английского.
Программа курса подготовки проводников в РЖД
Как устроена работа в поездке
Перед посадкой пассажиров на конечной станции я убираюсь в вагоне: мою полы и все поверхности, чищу туалеты. Я работаю в фирменном поезде, поэтому обязана застилать постели на верхних полках. За несколько минут до посадки нам на специальные устройства поступает список пассажиров в нашем вагоне.
Посадка. На начальной станции посадка происходит за полчаса до отправления поезда. Я сверяю данные пассажира в документе, удостоверяющем личность, и в билете. Часто с документами возникают проблемы: бывает, например, пассажиры покупают льготный билет, не имея такого права. В этом случае я зову начальника поезда, и с каждой проблемой мы разбираемся индивидуально.
Часто пассажиры ошибаются в данных — такое случается хотя бы раз за поездку. По внутреннему регламенту пассажир может допустить одну ошибку в фамилии или номере документа. Можно пройти в вагон, даже если в билете указан неверный пол.
Если ошибок больше, нужно успеть до отправления исправить данные. Мы сообщаем начальнику поезда об ошибках, он уточняет у оператора, действителен ли билет, после этого оператор меняет данные. Лучше, конечно, приезжать на вокзал заранее, чтобы в такой ситуации все успеть до отправления поезда. Услуга стоит 200 Р .
Еще дети до пяти лет ездят на поездах бесплатно на одной полке с сопровождающим. При этом ребенку нужно оформить бесплатный билет в кассе. Часто родители забывают об этом. Тогда билет ребенку оформляют в поезде, но тоже берут за это 200 Р .
Данные пассажиров мы проверяем на устройстве контроля электронных билетов. Там есть список купивших билеты. Если пассажир сдает билет, это сразу отображается. Так мы выявляем зайцев, которые покупают билеты в интернете, распечатывают, а потом сдают и пытаются пройти в вагон по распечатке. Фото: РЖД
После отправления поезда я еще раз прошу предъявить паспорт. Многим пассажирам это не нравится, ведь на посадке билеты уже проверили. Но мы так делаем не из прихоти, а чтобы выявить безбилетников, которые прошли в вагон под видом провожающих и остались.
п. 3.3 Инструкции проводника пассажирского вагона. Это старая инструкция, у нас постоянно появляются новые. Показывать их запрещено
После проверки билетов я иду продавать товары. В нефирменных поездах проводники раздают белье, а после санитарной зоны открывают туалеты. Еще мы предлагаем купить дополнительное питание, чай, тапочки, гигиенические принадлежности, сувениры.
После продажи товаров я вношу данные о пассажирах в бланки строгой отчетности. Ошибаться в бланках нельзя. Если я найду неточность, исправить ее может только начальник поезда. Если поезд пересекает границу страны, проводник должен внести данные пассажиров, выезжающих за рубеж, в миграционные карты.
Купе проводника
У проводников обычно два купе: первое, где мы спим, второе, где работаем и следим за датчиками. Пока один проводник работает, другой отдыхает в спальном купе.
Датчики в рабочем купе показывают, какая в вагоне температура, все ли хорошо с электроприборами, есть ли в бойлере горячая вода. Еще в этом купе есть раковина, иногда микроволновка и кофемашина. Там же хранится посуда, товары, аптечка и инвентарь.
Периодически нужно убираться в вагоне: мыть полы и туалеты, убирать мусор. Во время длинных остановок зимой иногда приходится очищать от снега и льда подвагонное оборудование: колеса, рычаги, ступеньки. Еще перед поездкой нужно закидывать матрасы на верхние полки, а после каждой посадки таскать тяжелые мешки с бельем. Из-за этого у меня часто болит спина.
Кроме того, я должна выполнять следующие обязанности:
- Застилать постель больным, людям с ограниченными возможностями или малолетними детьми.
- Следить, чтобы в туалетах были все необходимые гигиенические принадлежности. Если их нет, пассажиры могут попросить проводника их принести.
- Предупреждать об остановках не позднее чем за 30 минут.
- Следить, чтобы оборудование в вагоне было исправно.
- Выдавать столовые приборы и стаканы.
- При необходимости оказывать первую доврачебную помощь. Однажды с пассажиром случился эпилептический припадок. Я с помощью других пассажиров держала его до того, как приехали врачи, и засунула ему ложку между зубов, чтобы он не прикусил язык.
- Не пускать в вагон пассажиров с запрещенными, грязными или зловонными предметами, например оружием без разрешения на ношение и чехла, канистрой бензина.
Я никого не обыскиваю, но если замечу людей с запрещенными предметами, то обязана вызвать начальника поезда и транспортную службу безопасности. Если у пассажира найдут эти предметы, его могут высадить. Однажды мне пришлось заставить пассажиров оставить на перроне канистру бензина: она воняла на весь вагон.
Перед конечной станцией я принимаю белье и уношу бланки учета пассажиров и билеты в штабной вагон, где едет начальник поезда. Если пассажиры не сдали белье, мы собираем его сами. Когда пассажиры выходят, я проверяю, не оставил ли кто в вагоне свои вещи. Если нахожу что-то , мы составляем акт и сдаем вещи дежурному по вокзалу.
Сложности
С пассажирами приходится много общаться. Не всегда это общение приятное, но в любом случае надо улыбаться. Например, проводникам нельзя пускать в вагон пьяных. Больше того, если пассажир выпивает в поездке или дебоширит, по правилам его должны высадить на ближайшей станции. В такие моменты я должна быть одновременно непреклонной и вежливой, а это не так просто, когда пассажир начинает хамить или распускать руки.
Пассажиры порой приходят с весьма странными вопросами. В фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона. Люди часто не верят, что около купе проводников не туалет, а кладовка, и думают, что там есть еще один туалет, а проводники, негодяи такие, его прячут.
Однажды около пяти утра я подскочила от грохота и услышала крик: «А начальник поезда в курсе, что вы здесь устроили?!» Выбегаю, а там мужчина стоит около открытой кладовки, с выпученными глазами смотрит на полки с инвентарем и орет: «Куда вы дели туалет? Зачем вы поставили здесь полки?» Пришлось пояснить ему, что в фирменных поездах оба туалета находятся в дальнем конце вагона, а полки поставила не я, а те, кто спроектировал и построил вагон. Мужчина поначалу не поверил, но в конце концов успокоился. Начальника поезда звать не стали.
Иногда пассажиры удивляют. В одной поездке мужчина спросил, проезжает ли поезд мимо Дзержинска. Я ответила, что проезжает, но там не останавливается. Пассажир не растерялся и спросил, нельзя ли «тихонечко» выйти из поезда на ходу, мол, никто и не узнает. Пришлось его разочаровать.
Многие думают, что проводники много путешествуют и могут между делом осмотреть город. На самом деле нас пускают в город исключительно с разрешения начальника поезда и только до аптеки, продуктового или столовой. Если я выхожу в город, то даже не пытаюсь идти куда-то еще: за такое нарушение могут оштрафовать.
Бонусы в работе проводника
Работать проводником тяжело, но есть и преимущества.
Стабильность. На железной дороге белая зарплата, начисляются премии за преданность компании. Премию выплачивают каждые пять лет в размере нескольких окладов. Еще дополнительно платят за работу в праздники, всегда оплачивают больничные листы. Все по Трудовому кодексу.
Полный соцпакет. Проводникам оформляют добровольное медицинское страхование — ДМС, которое включает стоматологические услуги. Еще дают возможность бесплатно лечиться в санаториях и посещать бассейн. Железнодорожные компании по заявлению делают дополнительные отчисления в пенсионный фонд в счет накопительной пенсии, полностью оплачивают проезд по железной дороге от дома до места работы, если расстояние не больше 150 км. Дети проводников ездят в летние лагеря с большой скидкой.
Раз в год проводники вместе с ребенком могут бесплатно съездить куда угодно по России на поезде туда и обратно — за вычетом НДФЛ. Это значит, что 13% от стоимости билета вычтут из зарплаты. В остальное время все как обычно, никаких льгот.
Такие социальные гарантии указывают в условиях работы в вакансии от ФПК
Проводник пассажирского вагона. Часть 4
Добавлю о планёрке.
Там определяют как вы будете работать: в тройке, в двойке или в единицу.
В тройке работают 3 проводника на 2 вагона, график: 16 часов работаешь, 8 часов отдыхаешь.
В двойке работает два проводника на 1 вагон (12 часов работа, 12 часов отдых).
В единицу, соответственно, 1 проводник на 1 вагон. Как бы там не говорили, что график работы 12 часов и 12 отдых – нет, спать нужно успевать, употреблять пищу нужно успевать, жить тоже нужно успевать.
Когда можно вздремнуть: на перегонах (это когда нет ближайших станций и мы едем по 2-3 часа без остановок), технических станциях (на них идёт заправка, откачка, на некоторых нужно выносить мусор. На таких станциях выходить нельзя, даже если два часа стоим). Ваша зарплата будет определяться так:
1. Каким способом вы будете работать (3, 2 или 1). Ставка в час – 83 рубля, в единицу ставка больше, но не помню сколько.
2. Количество дней в рейсе.
3. Процент от чайной продукции вам тоже идёт в зарплату (правда небольшой).
4. Премия (ее могут лишить из-за косяков, а она составляет 100 процентов).
5. Город, от которого вы работаете.
6. Недосдача.
За имущество отвечает проводник и его зарплата. Украли стакан с подстаканником -350 рублей, одеяло -500 рублей и.т.д. (пассажиры! Постельное белье и полотенце забирать с собой нельзя! Портить нельзя! Вытирать кровь, кофе краски и. т. д – нельзя. Комплекты сдаются в прачку и если они не отстираются, то тогда деньги спишут с проводника, иногда самим приходится стирать, чтобы в прачке приняли).
В рейс мы закупаемся на свои деньги, обычно на продукты уходит около 1000 (плюс/минус), если вы едете на поезде дальнего следования, то это доп.расходы (пирожки, обед на станциях и.т.д), все конечно же зависит от вашего аппетита. Кстати, проводник может питаться в вагоне-ресторане (100 рублей)
Уборка.
Грязная работёнка, однако, что делать. Мыть туалет, пол, убирать и выносить мусор – не каждый на такое пойдёт. Самое обидное, когда люди не могут нормально убрать за собой (могут вылить чай, дошик в пакет для мусора или в мусорный бак и другие изыски). Уборку нужно проводить два раза в день.
Кондиционер, товарищи (больная тема).
На поездах дальнего следования он обычно есть (если на билете нарисована снежинка, значит есть). Правда иногда он может быть не в рабочем состоянии, но он есть))))). Сразу говорю: его могут включить не сразу после отправления от начальной станции (все зависит от вагона), потому что поезд долго стоит и нужно разогнаться для выработки электричества.
Итак, ситуация: станция отправления Анапа, поезд стоял 5 часов в +40, в вагоне пекло (мне кажется, некоторые поймут), вам не включает кондиционер, обстановка накаляется, проводник морально уже готов (почти) к “войне” с пассажирами и объясняют всю ситуацию, что нужно немножко подождать, его скоро включат, блаблабла. С одной стороны: могу понять пассажиров, там реально овер жарко, а с другой: поймите пожалуйста проводника))) не он за это отвечает и ему тоже жарко ( в форме, закрытой обуви и с постельным бельем в руках).
Плюсы я писала в предыдущем посте, перейду к минусам:
1. Ненормированный рабочий день;
2. Опасная работа;
3. Большая ответственность;
4. Уборка, кондиционер, недосдача;
5. Нервная работа;
6. В пути следования может сломаться какое-то оборудование (но для этого есть ПЭМ – поездной электромеханик.
7. Конфликтные ситуации (в любой непонятной ситуации бегите к начальнику поезда).
8. Проводникам нельзя носить шлепки, босоножки, сандалии – любую обувь где открыта нога – увидят, все, прощай премия. Звучит не очень, но раз мы работали в зоне повышенной опасности, то выбирать не приходится;
9. Недосып.
Помню на пикабу было видео, где пассажирка не хотела сдавать свой комплект постельного белья и из-за этого возник конфликт с проводником. Да, пассажир может не сдавать свое постельное, имеет полное право, но в связи с тем, что в вагонах воруют (я принимаю вариант, что случайно в сумку положил, это нормально, но вот если подстаканник “случайно” кладут в сумку, то нет, не принимаю), а проводник всегда считает “грязь” (использованное постельное) и ему важно, чтобы все было на месте (платить то ему если нет чего-то) и если вот так у всех собирать – то просто физически не успеваешь (особенно в плацкарте). Но мне всегда попадались в этом плане хорошие люди: все складывали и прямо говорили, что принесли, сколько и мирно уходили к себе.
Много букв, но вы справились. Время увлекательных историй, но это уже в следующем.
Льготы для проводника
В первый раз с момента создания подвели итоги выполнения коллективного договора в Северо-Кавказском филиале ОАО «ФПК». Мы попросили участников конференции ответить на ряд вопросов.
В первый раз с момента создания подвели итоги выполнения коллективного договора в Северо-Кавказском филиале ОАО «ФПК». Мы попросили участников конференции ответить на ряд вопросов.
В беседе приняли участие начальник филиала Геннадий Парлюк, председатель объединенной первичной профсоюзной организации филиала Ирина Василенко, заместитель начальника филиала по кадрам и социальному развитию Павел Редкоусов, председатель первичной профсоюзной организации пассажирского вагонного депо Минеральные Воды Татьяна Актешева, мастер пассажирского вагонного депо Новороссийск Дмитрий Чугуев.
– Каким вам видится новый коллективный договор, который будет приниматься на 2011-2012 годы?
Ирина Василенко:
– 1 апреля – это срок окончания коллективного договора ОАО «Федеральная пассажирская компания» 2010-2011 годов, и мы, как члены профсоюза, выступаем за пролонгацию существующего документа. Надо сказать, что далеко не каждая компания предоставляет своим работникам такое количество льгот и гарантий. На реализацию прошлого коллективного договора было затрачено свыше 267 миллионов рублей, социальный пакет работника Северо-Кавказского филиала ОАО «ФПК» составил 12 тысяч рублей.
– Какие социальные гарантии предоставлялись работникам филиала и членам их семей в ушедшем году?
Ирина Василенко:
– Предусмотрены дополнительные оплачиваемые отпуска для тех, кто связан с вредными и опасными условиями труда, им же устанавливаются доплаты в размере до 12 процентов должностного оклада. Тем, кто имеет разъездной характер работы, выплачивается надбавка в размере 3 процента от тарифной ставки.
Отпускники получают материальную помощь, в прошлом году на эти цели ушло более пяти миллионов рублей. Нуждающимся была оказана социальная поддержка, ее получили 119 работников и членов их семей на сумму свыше 697 тысяч рублей.
В 2010 году 94 работника филиала уволились на пенсию впервые, и им было выплачено единовременное поощрение в размере свыше 6,5 миллиона рублей.
– Ваши работники, как и прежде, имели возможность лечиться в санаторно-оздоровительных учреждениях?
Ирина Василенко:
– В прошлом году нам выделили 93 путевки в оздоровительные учреждения ОАО «РЖД» и 290 – в подразделения дирекции социальной сферы СКЖД. В текущем году планируется обеспечить путевками 336 детей работников в оздоровительные лагеря.
Тем, кто посещает спортивные учреждения по абонементу, частично компенсируем затраты на их приобретение.
– Как идет обеспечение жильем?
Павел Редкоусов:
– На учете для получения жилья и улучшения жилищных условий у нас стоит 152 человека. В прошлом году четыре наших работника получили корпоративную поддержку по договорам ипотечного кредита на сумму субсидируемых кредитов более 6,5 миллиона рублей. Кроме того, двум работникам филиала была предоставлена за счет средств нашего акционерного общества безвозмездная субсидия в размере свыше 1,8 миллиона рублей для приобретения жилья в собственность. В конце года 16 работников филиала получили право приобрести с помощью корпоративной поддержки жилье на вторичном рынке. Всего же с 2006 года работниками филиала с учетом корпоративной поддержки получено 84 квартиры.
– Какая ведется работа, чтобы свои обязательства по договору выполнил и трудовой коллектив?
Ирина Василенко:
– Особое внимание – укреплению трудовой дисциплины. Тут есть положительная динамика. В прошлом году было меньше привлечено работников к дисциплинарной ответственности за нарушение трудовой дисциплины (1303 человека против 1496 в 2009 году). Взыскания накладывались за нарушение технологии, ПТЭ и брак в работе, прогулы, употребление спиртных напитков. Пока еще не снята проблема провоза безбилетных пассажиров и спиртосодержащей продукции.
В филиале организовано соревнование среди поездных бригад. Специально созданная комиссия регулярно подводит итоги работы в структурных подразделениях, лучшие награждаются премией.
Кстати, объединенная первичная профсоюзная организация Северо-Кавказского филиала по итогам года вышла в лидеры ОАО «Федеральная пассажирская компания».
Татьяна Актешева:
– В коллективе депо мы рассмотрели результаты выполнения пунктов коллективного договора открытого акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» за 2010 год. Из 176 пунктов у нас реализовано полностью 173, три – выполнены частично.
Обращу внимание на пункт 5.1. «Работать честно, добросовестно, соблюдать трудовую дисциплину, эффективно использовать рабочее время для высокопроизводительного труда, не допускать действий, мешающих другим работникам выполнять их трудовые обязанности». Он выполнен частично. В 2009 году на работников нашего депо было возложено 624 дисциплинарных взыскания, в 2010 году – меньше, но еще очень много – 196 взысканий. Было 12 случаев массового провоза безбилетных пассажиров работниками Владикавказского, Нальчикского и Кисловодского резервов проводников. С таким положением дел мириться нельзя, поэтому в текущем году мы намерены предпринять все меры, чтобы ликвидировать эти проблемы.
– С какими экономическими результатами филиал закончил 2010 год?
Геннадий Парлюк:
– За 2010 год количество перевезенных пассажиров составило свыше 9 миллионов человек, или 102,7 процента к плану. Увеличилась выручка от пассажирских перевозок за период с апреля по декабрь 2010 года. По итогам года получена прибыль от услуг по подсобно-вспомогательной деятельности свыше 267 миллионов рублей.
Но не все задачи, поставленные перед коллективом, решены. Объем пассажирских перевозок в дальнем следовании в поездах формирования Северо-Кавказского филиала составил 96,4 процента к плану и 97,1 процента к уровню прошлого года. Важный качественный показатель – «населенность пассажирского вагона в дальнем сообщении в поездах своего формирования» снизился по сравнению с 2009 годом на 0,7 процента.
Сейчас, когда готовится Коллективный договор на 2011-2012 год, понимаем, что выполнение ряда его пунктов будет напрямую зависеть от наших финансовых результатов.
– Работники предприятия обязаны обеспечивать безопасность движения. Как обстояли в 2010 году дела с выполнением этой задачи?
Геннадий Парлюк:
– По сравнению с 2009 годом произошло снижение числа событий, связанных с нарушением безопасности движения на 25 процентов. Стало меньше (на 23 процента) и отказов технических средств.
Проблемами являются: качество ремонта и технического обслуживания тормозного оборудования, нагревы шкивов привода генератора и остановки поездов из-за нарушения нижнего габарита наледью. И на это всем руководителям и работникам предприятий следует обратить особое внимание, принять меры по минимизации и предотвращению случаев нарушений безопасности движения.
– Как обстоят дела с охраной труда?
Геннадий Парлюк:
– В 2010 году на охрану труда и снижение производственного травматизма структурными подразделениями филиала было израсходовано более 44 миллионов рублей.
На приобретение спецодежды, обуви и других средств индивидуальной защиты затрачено свыше пяти миллионов.
По инвестиционной программе мы получили три установки для очистки воздуха (они работают в пассажирских депо Ростов и Новороссийск). В 2009 году были введены в эксплуатацию два тренажерных комплекса для оказания первой медицинской помощи (пассажирское депо Минеральные Воды).
Капитально отремонтированы производственные помещения и инженерные коммуникации в пассажирских вагонных депо Ростов, Новороссийск, Минеральные Воды, а также Северо-Кавказского железнодорожного агентства, вагонного участка Грозный, за счет чего тоже улучшились условия труда наших работников. Но, к сожалению, в ушедшем году в филиале произошел один случай производственного травматизма с работником вагонного участка Грозный (в прошлом году было три случая).
– Что делается в пассажирском вагонном депо Новороссийск для повышения эффективной работы?
Дмитрий Чугуев:
– Для улучшений условий труда был проведен ряд мероприятий. Например, доплаты занятым на работах с тяжелыми и вредными условиями составили свыше 1,7 миллиона рублей.
Есть проблема с обеспечением работников такими средствами индивидуальной защиты, как рукавицы. Одна пара рукавиц в месяц для слесаря подвижного состава – это очень мало!
Наболевшая тема – отсутствие медпункта. Мы не раз обращались с просьбой возобновить его деятельность на территории депо, но, к сожалению, положительного решения до сих пор не получили.
– Хватает ли квалифицированных кадров в Северо-Кавказском филиале?
Павел Редкоусов:
– В нашем филиале обеспеченность специалистами с высшим профессиональным образованием составляет 145 процентов, со средним профессиональным образованием – 218 процентов. Столь высокие показатели обусловлены внедрением системы непрерывной подготовки кадров. Ее осуществляют РГУПС и Ростовский, Тихорецкий и Владикавказский техникумы железнодорожного транспорта.
– Ведется ли целевое обучение в учебных заведениях от вашего филиала?
Павел Редкоусов:
– 53 студента обучаются в РГУПСе и техникумах по целевому направлению от структурных подразделений филиала. Отмечу, что приоритет имеют дети из железнодорожных семей, со средним баллом успеваемости в школе не ниже «хорошо».
Укомплектованность штата основных профессий в филиале составляет 98 процентов.
– Повышают ли квалификацию мастера и руководители среднего звена?
Павел Редкоусов:
– Да, и это позволило качественно улучшить их состав. Например, число практиков среди командиров среднего звена сократилось с шести процентов до четырех. В РГУПСе организованы курсы повышения квалификации для начальников пассажирских поездов. В 2010 году их окончили 59 начальников пассажирских поездов. Из 75 мастеров вагонного депо 74 повысили свои знания.
Зарплата проводников РЖД
Трудоустройство проводником считается привлекательным для многих молодых девушек и парней, мечтающих о романтике путешествий. Такую возможность предоставляет компания РЖД, являющаяся монополистом на рынке пассажирских перевозок в России. Но если в Советском Союзе подобная должность была престижной с соответствующей оплатой труда, то сегодня ситуация несколько иная. Поэтому стоит подробнее разобрать, какая средняя зарплата у проводника в 2020 году.
Обязанности проводника
Сначала стоит сказать о том, что входит в должностные обязанности в этой профессии. Работа начинается еще до отправки поезда, подготовкой которого проводник занимается на вверенном ему участке. Так, он получает белье, моющие средства, товар для реализации, а также иные расходные материалы. Перед самим отправлением он осматривает свой вагон, убирает его и при выявлении неполадок вызывает бригаду, которая должна их устранить.
После начала движения состава он имеет следующие обязанности:
- Размещать всех пассажиров по местам, которые у них написаны в билетах;
- Регулировать освещение, вентиляцию, а также отопление;
- Предоставлять пассажирам постельное белье и иные вещи, исходя из типа вагона;
- Проводить сухую либо влажную уборку санузлов, коридоров и купе;
- Заполнять дорожные ведомости, а при работе на международных маршрутах раздавать пассажирам таможенные декларации;
- Следить за корректностью функционирования электричества в вагоне;
- Сообщать пассажирам о скором прибытии состава к месту их назначения, а также до конечного пункта следования поезда;
- При возникновении необходимости оказывать пассажирам первую помощь, а также сообщать о ЧП начальнику состава;
- Решать конфликтные ситуации и при появлении потребности вызывать наряд полиции;
- Заниматься обучением стажеров.
При остановках на станциях, работой проводников является обеспечение свободного движения пассажиров.
Как начисляется зарплата?
Какой будет зарплата проводника пассажирского вагона, напрямую определяется количество выполненных рейсов и временем, проведенным в дороге. В этой профессии сдельная оплата, по которой тарифная ставка равняется 51 рубль за каждый час работы. Минимальная норма для каждого сотрудника составляет 176 часов ежемесячно. Поэтому для повышения зарплаты проводники стараются дольше работать и берут себе больше рейсов. Кроме основного оклада, возможно дополнительное получение еще и премий по результатам работы. Так, после 5 лет качественного выполнения своих должностных обязанностей сотрудникам полагается выплата премии, составляющей до 3-месячного оклада.
Еще почитать:
Дополнительно на показатели того, сколько зарабатывают проводники РЖД, влияет их соответствие таким критериям:
- Наличие среднего либо высшего специального образования;
- Высокие показатели здоровья;
- Успешное прохождение стажировки.
Продолжительность подобных стажировок составляет 90-120 дней.
Сколько получает проводник?
К концу 2018 года руководство РЖД заявило, что средний уровень зарплат сотрудников в компании – 46 тыс. 800 рублей. Дополнительно было упомянуто о предстоящей её индексации, запланированной на I квартал 2019 года. Получение подобного уровня дохода определяется целым комплексом факторов, среди которых:
Сезон работы;
- Дальность следования, а также сложность маршрута;
- Общее количество отработанных часов днем, а также ночью;
- Класс поезда и вагона, в котором выполняет свои обязанности проводник;
- Наличие районного коэффициента;
- Финансовые показатели компании.
Наиболее крупный заработок у людей, работающих в вагонах СВ либо купе фирменного поезда. Дополнительно более высокую оплату труда получают сотрудники, которые относятся к управлению РЖД, расположенному в Москве, Санкт-Петербурге либо же Ставрополе. В подобных ситуациях их доход может находиться на уровне средней оплаты труда в компании. В иных управлениях оклад составляет порядка 22,5 тыс. рублей. Но подобный показатель не фиксированный, поэтому в зависимости от ряда факторов варьируется в пределах 17-34 тыс. рублей.
Говоря о том, сколько платят проводникам поездов дальнего следования, важно отметить, что средний показатель зарплат у этой категории сотрудников РЖД составляет 26 тыс. рублей.
Отдельно стоит сказать о планах продаж, которые выставляются проводникам. В случае их невыполнения им приходится доплачивать недостающую сумму из своих средств. А вот в случае успешного соблюдения такого плана всеми вагонами поезда к зарплате сотрудников добавляет еще 15%. Кроме этого, регулярно по пути следования состава проводятся ревизии, результаты которой тоже отражаются на доходах. При выявлении ошибок либо недочетов, работников лишают премий. Возможны вычеты из зарплаты в случае потери комплектов постельного белья.
В результате существует большая текучесть кадров в этой сфере, что не исправила даже двойная индексация, проведенная в 2018 году. Даже проводники Сапсана часто не выдерживают, несмотря на более комфортные условия, существующие в фирменных поездах, а также повышенную зарплату. Наиболее высокий уровень дохода работники, которые хорошо торгуют. И это относится не только к выполнению планов компании, но и к реализации «левых» товаров. Дополнительно они берут за определенную плату посылки, письма либо провозят безбилетников за определенную плату.
Бонусы к зарплате
Кроме того, сколько получают проводники поездов в России, стоит знать, что у проводников, работающих в РЖД, существуют и другие мотивационные льготы. Основным считается возможность бесплатного получения высшего образования на заочной форме, а также 2 раза в течение года они имеют право проехать за счет компании до места обучения, а также обратно. Для работников, которые нуждаются в жилье, его выделяют из фонда РЖД. Дополнительно есть специальные программы поддержки молодых сотрудников. Работа в праздники оплачивается проводникам по повышенному тарифу.
Кроме этого, всем сотрудникам предоставляется ежегодный отпуск в 28 дней, оплачивается покупка спецодежды, прохождение медицинских осмотров, а при необходимости диспансеризация. Также молодым мамам выплачивают пособие из Фонда соц. Страхования до достижения малышом 3-летнего возраста. Частично компенсируются траты сотрудника на:
- Обучение его детей;
- Лечение, проводимое в специальных санаториях;
- Занятие спортом.
В случае покупки жилья проводником, РЖД выдает ему заем на льготных условиях. Когда он выходит на пенсию после выработки требуемого стажа, он имеет право сохранить пожизненно целый ряд бонусов. К ним относятся льготы на проезд и лечение.
Как устроиться проводником?
Отдельно стоит рассмотреть, как устроиться на работу в РЖД проводником и что нужно для этого. Каждый кандидат должен иметь минимум среднее, а лучше высшее образование. Необходимо наличие специальной подготовки после прохождения подготовительных курсов. Её также можно получить при обучении в железнодорожном колледже по специальности «Проводник пассажирских вагонов». Нужно пройти медкомиссию, а также сдать экзамены на безопасность и тестирование на знание должностных обязанностей.
Чтобы попробовать себя в данной профессии у желающих есть возможность получить статус временного сотрудника. Подобные наборы осуществляются в период наличия пиковой нагрузки, которая наблюдается в летнее время.
Рекомендуем эти статьи:
Требования к кандидату
Говоря о том, как стать проводником поезда, следует отметить и требования, которые предъявляются к претендентам на эту вакансию. Так, существуют возрастные ограничения, из-за чего кандидат должен быть:
- Старше 18 лет;
- Младше 45 для женщин, а также младше 50 для мужчин.
Дополнительно важно обладать следующими качествами:
- Организованность, пунктуальность и способность оперативно принимать решения;
- Умение находить общий язык с разными категориями людей;
- Физическая выносливость;
- Аккуратность, внимательность, а также способность одновременно держать в голове значительное количество информации;
- Умение результативной работы с учетом отсутствия внешнего контроля.
Для работы на международных рейсах дополнительно требуется знание английского и иных иностранных языков. Но зарплата на таких маршрутах соответственно выше.
Работа проводников РЖД – это тяжелый труд, который притягивает любителей путешествий, а также дорожной романтики. Зарплаты у таких сотрудников зависят от многих факторов, в особенности от количества отработанного времени и наличия способности продавать пассажирам различные товары. Чтобы устроиться на такую работу требуется соответствовать строгим требованиям, предъявляемым ко всем кандидатам.
Зарплаты проводников пассажирских поездов
Пассажиры поездов, общаясь с персоналом железной дороги, задумываются о том, сколько зарабатывают проводники и что входит в обязанности людей, большую часть жизни проводящих в пути. Кому-то профессия кажется романтичной и интересной. Однако мало кто задумывается о том, что работа проводника предполагает не только путешествия, но и ответственность, и массу обязанностей, для выполнения которых нужно обладать рядом качеств.
Проводник — профессия для тех, кто любит путешествия и яркие впечатления
Что входит в обязанности проводника
Прежде чем разбираться в вопросе, что представляет собой зарплата проводника пассажирского поезда, нужно понять, за что собственно платят. Главная обязанность ответственного за вагон — обеспечивать пассажирам комфортный и беспроблемный проезд в течение пути следования. Помимо этого, в обязанности проводников входит:
- контроль посадки и высадки пассажиров;
- проверка билетов и документов;
- предоставление гражданам информации о том, что поезд прибыл в их точку назначения;
- ответственность за санитарное состояние вагона;
- предоставление пассажирам напитков, чая, постели и т. д.;
- обеспечение порядка во вверенном вагоне и, в случае необходимости, вызов вышестоящих сотрудников.
Перечислены лишь основные обязанности проводников. Особенность профессии в том, что в пути нередко возникают непредвиденные ситуации. Часто приходится быстро принимать решения и действовать по обстоятельствам.
Проводник отвечает за безопасность пассажиров своего вагона
Требования к соискателям на должность
Чтобы стать проводником в России, нужно иметь профильное образование не ниже средне-специального уровня. Соискатели проходят собеседование в одном из отделов РЖД, после чего принимается решение и даётся ответ.
Самое сложное в жизни проводника пассажирского вагона — необходимость длительного нахождения вдали от дома. В таких условиях сложно строить личную жизнь, продолжать учёбу, ходить в спортзал и т. д. Многие чувствуют себя оторванными от нормальной жизни. Не говоря уже о том, что сложно соблюдать график питания, высыпаться и в целом следить за здоровьем.
Трудна работа на маршрутах с большой протяжённостью. В России таких маршрутов много, так как страна наша протянулась на 1000 км. Работников таких поездов после возвращения из рейса предоставляется возможность побыть дома с семьёй. Однако есть норма времени в пути, которую нужно соблюдать. В противном случае это негативно скажется на заработной плате.
Кстати, проводники, которым по долгу службы приходится пересекать границы других государств, имеют доходы выше.
Что сегодня предлагает работодатель соискателям на должность «проводник пассажирского вагона» в разных городах
Что влияет на заработок проводника
Доходы представителей профессии отличаются. На них влияют:
- дальность следования поезда;
- принадлежность поезда к определённому классу;
- сложность пути;
- сезонность;
- количество отработанных суток, а также количество отработанных часов в ночное время;
- стаж работы.
Чтобы ответить на вопрос, какая заработная плата у конкретного проводника, нужно сопоставить всё вышеперечисленное.
Из чего складывается доход проводника
У каждого проводника, работающего на обслуживании пассажирских поездов, есть фиксированная ставка. Получить её можно, если выполнить месячную норму часов. В 2020 году эта норма составляет 176 часов. Если работать меньше, соответственно будет уменьшен и оклад. Большинство проводников, работающих на российском железнодорожном транспорте, отрабатывают больше часов, чтобы получать больше денег.
Что влияет на уровень доходов проводников
Помимо оклада, проводники получают:
- бонусы;
- премиальные;
- доход от неофициальной пересылки посылок граждан.
Железная дорога предоставляет сотрудникам льготы. К ним относится и возможность бесплатно ездить на поездах РЖД. Кроме того, сотрудникам сферы положены льготы, предусмотренные федеральным и муниципальным законодательством России. Это:
- выплата в виде материальной помощи отправляющимся в отпуск;
- компенсационная выплата при увольнении;
- пенсионеры РЖД могут раз в году путешествовать на поезде компании бесплатно (радиус 150 км);
- пособие на второго ребёнка и последующих детей;
- пятидневный оплачиваемый отпуск молодожёнам и молодым родителям;
- единовременное пособие на рождение малыша;
- ежемесячная доплата к пособию на малышей до 3-х лет.
Часть социального пакета работников РЖД
Это лишь часть преференций, на которые могут рассчитывать проводники.
Чтобы привлечь на работу новых сотрудников, РЖД вынуждена создавать для них максимально приемлемые условия.
Средняя зарплата проводников России
На начало 2020 года средняя зарплата представителей профессии составила 34 000 рублей. Сравните со средними доходами в России. Это не означает, что все проводники зарабатывают столь незначительные деньги.
К примеру, если устроиться в вагон Сапсана, можно в месяц получать минимум 45 000 рублей. Зарплатный максимум без учёта положенных льгот, доплат и надбавок – 50 000 рублей. Посмотрите сколько получают представители разных профессий в ОАО РЖД.
Средняя зарплата колеблется в большую и меньшую стороны. Минимум на сегодняшний день равен 15000 рублям, максимум – 50 000 рублям. Получается, что такой сложный труд не особо ценится в нашей стране. Не лучше обстоят дела и в соседних государствах.
Заработки проводников в СНГ
Отметим, что ответ на вопрос, сколько получают проводники в России и других государствах, не может быть точным, так как заработная плата привязана к отработанным часам. Для сравнения приведём показатели некоторых стран:
Увы, при сравнении заработков россиян, работающих на железной дороге, с доходами их коллег в ближайших странах, можно сделать вывод, что гражданам России повезло. Украинцы, белорусы и казахи зарабатывают вполовину меньше. Примерно также обстоят дела и в других странах СНГ.
Проводники о своей работе
Даже если вы не планируете работать проводником, вам будет интересно почитать отзывы представителей профессии о том, как им работается. Уже скоро вы сделаете вывод, что проводники — интересные позитивные люди, не лишённые чувства юмора. В сети много захватывающих историй, произошедших с ними в пути.
Даже негативные стороны профессии описываются с юмором. Оказывается, проводникам приходится делать план по продаже чая и сахара. Если план не выполните, заплатите из зарплаты. Ревизорам, которые подсаживаются по дороге, приходится платить взятки.
Не стоит забывать и о том, что в посылках, передаваемых гражданами, могут находиться запрещённые предметы. К примеру, наркотики. За героин, спрятанный в банке с вареньем или салом и найденный при проверке, уголовную ответственность понесёт проводник. Информацию о таких «нежданчиках» также можно найти в отзывах никогда не унывающих проводников.
Интересное видео. Профессиональные секреты проводника пассажирского вагона. Рекомендуем посмотреть.
Если вы работаете проводником, то обязательно напишите свое мнение о зарплатах и работе в комментариях под этой статьей. Оно будет очень интересно для всех читателей.
Источники:
http://journal.tinkoff.ru/provodnik/
http://pikabu.ru/story/provodnik_passazhirskogo_vagona_chast_4_6983276
http://www.gudok.ru/zdr/173/?ID=606807&archive=24542
http://namillion.com/zarplata-provodnikov-rzhd.html
http://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-provodnika.html