Кто контролирует туроператоров в россии
О государственном надзоре за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма
О государственном надзоре за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Управление Роспотребнадзора по Калининградской области обращает внимание потребителей и руководителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, на изменения законодательства.
В целях реализации положений первого абзаца статьи 19.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах туристской деятельности), введенной в данный законодательный акт Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 47-ФЗ), Правительством Российской Федерации принято постановление от 25 января 2013 года № 43, которым определено, что Министерство культуры Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма.
В этой связи Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что данный вид государственного надзора никоим образом не дублирует и не заменяет федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, который применительно к туристской деятельности, включающей в себя туроператорскую и турагентскую деятельность, осуществляется Роспотребнадзором в соответствии с законодательством о защите прав потребителей в силу императивного положения, сформулированного в абзаце втором статьи 19.1 Закона об основах туристской деятельности.
Определение Министерства культуры Российской Федерации полномочным органом по осуществлению государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма следует объективно рассматривать в контексте практической реализации тех норм Закона № 47-ФЗ, в соответствии с которыми Закон об основах туристской деятельности был дополнен статьями 11.1 – 11.5, а в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) была включена новая статья 14.51, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства о туристской деятельности.
При этом полномочия по применению мер административного воздействия (составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел об административных правонарушениях) при выявлении правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.51 КоАП РФ, касающихся нарушения туроператором установленного порядка представления сведений о включении в единый федеральный реестр туроператоров, закреплены за должностными лицами Роспотребнадзора (его территориальных органов).
К административным же полномочиям должностных лиц Министерства культуры Российской Федерации фактически (в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года № 43) будет отнесена компетенция по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.51 КоАП РФ (см. пункт 97 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), касающихся нарушений требований законодательства Российской Федерации о туристской деятельности исключительно в части деятельности объединения туроператоров в сфере выездного туризма (распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. № 2130-р) статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма был присвоен ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ»).
Таким образом, постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года № 43 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма», прежде всего, направлено на создание организационно-правовых основ, необходимых для обеспечения государственного надзора за функционированием нового института в сфере туризма, каковым является объединение туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в целях оказания экстренной помощи туристам в соответствии с Законом об основах туристской деятельности.
Государственный надзор в туризме
“Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2013, N 2
Как это ни кажется странным, но государственный надзор в сфере туристской деятельности был введен относительно недавно – в виде отдельной главы Закона об основах туристской деятельности в РФ . Уже подписано постановление Правительства РФ об органе власти, уполномоченном на осуществление госнадзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Но есть и другой ревизор – Роспотребнадзор, который в Информации от 30.01.2013 дал свои пояснения участникам рынка туристского бизнеса по осуществлению контроля в данной сфере деятельности.
Поправки внесены Федеральным законом от 03.05.2012 N 47-ФЗ.
На что указали чиновники Роспотребнадзора?
Во-первых, Минкультуры является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Такие полномочия переданы Министерству Постановлением Правительства РФ от 25.01.2013 N 43. Принятие документа направлено на создание организационно-правовых основ, необходимых для обеспечения государственного надзора за функционированием нового института в области туризма, каковым является объединение туроператоров в сфере выездного туризма, действующее в целях оказания экстренной помощи туристам за рубежом.
Во-вторых, рассматриваемый вид государственного надзора Минкультуры никоим образом не дублирует и не заменяет федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, который применяется к туристской деятельности, включающей в себя туроператорскую и турагентскую деятельность. Контроль этого бизнеса осуществляется Роспотребнадзором в соответствии с законодательством о защите прав потребителей в силу императивного положения, сформулированного в абз. 2 ст. 19.1 Закона об основах туристской деятельности в РФ.
В-третьих, в КоАП РФ включена новая ст. 14.51, вводящая административную ответственность за нарушение законодательства РФ о туристской деятельности. При этом полномочия по применению мер административного воздействия (составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел о таких правонарушениях) при выявлении нарушений туроператором порядка представления сведений о включении в единый федеральный реестр туроператоров закреплены за должностными лицами Роспотребнадзора (его территориальных органов). К полномочиям должностных лиц Минкультуры отнесено привлечение к административной ответственности за нарушения законодательства о туристской деятельности только в части функционирования объединения туроператоров в сфере выездного туризма.
Конструктивное взаимодействие, сложившееся с Минкультуры, рассматривается Роспотребнадзором как необходимое условие успешного решения общей задачи по повышению гарантированного уровня защиты прав российских потребителей туристских услуг в сфере выездного туризма. Кто бы сомневался, что чиновники будут рады тому, что у них появились коллеги-ревизоры из другого ведомства. Какими будут результаты такого совместного контроля, покажет время, а пока предлагаем читателю поразмышлять над тем, к чему готовиться в ближайшем будущем.
Надзор со стороны Роспотребнадзора
Базовый документ для чиновников данного ведомства принят достаточно давно – это Закон о защите прав потребителей . В нем федеральному государственному надзору посвящена отдельная статья, в которой сказано, что порядок такого мониторинга устанавливается Правительством РФ. И он разработан в прошлом году – Постановлением Правительства РФ от 02.05.2012 N 412 утверждено Положение о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей. Нет смысла пересказывать перечисленные документы. Разберемся с ситуациями, когда Роспотребнадзор контролирует туристский бизнес, а точнее, его представителей.
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1.
Обратимся к Постановлению ФАС СЗО от 12.09.2011 N А56-73186/2010. На основании обращения гражданина должностные лица Роспотребнадзора провели внеплановую выездную проверку соблюдения турфирмой требований законодательства в сфере защиты прав потребителей. В ходе проверки установлено, что турфирма оказала туристическую услугу, предоставив потребителям туристский продукт с иными (не соответствующими сформированному и подтвержденному выданными документами) потребительскими свойствами (качеством): замена средства размещения (отеля) и его места нахождения. Чиновники и суд напомнили компании о Законе об основах туристской деятельности в РФ. Им предусмотрено, что реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, заключаемого в письменной форме между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком или между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Указанный договор должен соответствовать законодательству, в том числе законодательству о защите прав потребителей. Оно было нарушено – турфирма заменила отель и его место нахождения без согласия потребителя (туриста). Сотрудники этого не отрицали и в свою защиту сослались на условия заключенного с туристом договора. Одним из них было предусмотрено, что при возникновении обстоятельств, которые не позволяют турфирме надлежаще исполнить свои обязательства по реализации туристического продукта, она оставляет за собой право на замену части комплекса услуг (в том числе замену одного отеля на другой) с сохранением класса услуг по ранее оплаченной категории или с предоставлением услуг более высокого класса (в том числе предоставление отеля аналогичной или более высокой категории) без доплаты.
Между тем проверка показала, что замена отеля была произведена в день прибытия потребителей на курорт. Это свидетельствует о допущенном изменении существенных условий договора об условиях проживания, то есть были нарушены права потребителя. Поскольку факт нарушения турфирмой законодательства о защите прав потребителей, выразившегося в оказании потребителю туристической услуги, качество которой не соответствовало договору, подтвердился, суд сделал вывод о законности вынесенного ревизорами Роспотребнадзора предписания об устранении нарушений Закона. Стоит заметить, что как раз условия договора о реализации туристского продукта являются первоисточником нарушений законодательства о защите прав потребителей. Поэтому часто именно на договоры обращают внимание чиновники из Роспотребнадзора, выявляя условия, ущемляющие установленные законом права потребителей, и выдавая предписания об устранении нарушений. Это одна из распространенных форм федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей при осуществлении туристской деятельности .
Подробнее с надзоре со стороны Роспотребнадзора можно прочитать в статье Ю.А. Васильева “Готовимся к проверке по ведомственным инструкциям”, N 2, 2012.
Надзор со стороны Минкультуры
Государственный надзор за деятельностью туроператоров и их объединениями в сфере выездного туризма осуществляется должностными лицами Минкультуры в соответствии с нормами Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля (далее – Закон о защите прав). Его нормы носят общий характер по отношению ко всем видам государственного контроля, причем к отдельным его видам данный Закон не применяется (в частности, к осуществлению оперативно-разыскных мероприятий, прокурорского надзора, организации и проведении налогового, валютного, таможенного контроля). В отношении туристской деятельности, в том числе в сфере выездного туризма, в Законе о защите прав ничего не сказано, он применяется к этому бизнесу в общем порядке. Маловероятно, что Правительство РФ в скором будущем примет нормативный акт, устанавливающий особенности контроля Минкультуры за “выездными” туроператорами, хотя исключать это тоже нельзя. Пока выделим основные положения Закона о защите прав, небезынтересные туроператорам упомянутой категории.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ.
В первую очередь нужно знать, что Законом прямо предусматриваются проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении проверяемого лица мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами. В Законе о защите прав проверки разделены на плановые и внеплановые, документарные и выездные.
В ходе проверки могут быть обнаружены различные нарушения со стороны проверяемых лиц. Степень и серьезность последствий – определяющие факторы при привлечении нарушителей к ответственности. Для применения других мер, которые предшествуют вынесению решения о наказании, по большому счету не играет роли, какое нарушение было совершено. Проверяющие (в частности, ревизоры Минкультуры) обязаны выдать юридическому лицу (туроператору, работающему в сфере выездного туризма) предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда гражданам. Только после этого должностные лица принимают меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности. Все перечисленные мероприятия обязательны, поэтому проверяемому лицу не следует уповать на то, что проверяющие ограничатся предписанием об устранении выявленных нарушений. В то же время ответственность установлена не за все нарушения, и компании, нарушившей требование, за нарушение которого наказание не предусмотрено, не стоит теряться. Следует устранить выявленное нарушение (если это возможно) и искать способы защиты, если проверяющие превысят полномочия. За неправомерные действия Закон о защите прав налагает ответственность и на проверяемых, и на проверяющих лиц.
В частности, органы власти ведут учет случаев ненадлежащего исполнения должностными лицами служебных обязанностей, проводят служебные расследования и принимают меры в отношении лиц, превысивших свои полномочия. Кроме этого, результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных Законом о защите прав требований, могут быть признаны недействительными. В таком случае они подлежат отмене вышестоящим органом власти или судом на основании заявления проверяемого лица. Перечислим грубые нарушения, совершение которых должностными лицами дает право проверяемому оспорить результаты проверки. В первую очередь это отсутствие достаточных оснований для проведения плановой и внеплановой проверок, нарушение срока уведомления о проведении проверки, срока проведения самих контрольных мероприятий. К этим грубым нарушениям следует добавить проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя уполномоченного органа, истребование документов, не относящихся к предмету проверки, непредставление проверенному лицу акта проверки. Если совершено одно из таких нарушений порядка проведения контроля (надзора), проверяемое лицо может избежать ответственности, подав заявление об отмене и недействительности результатов проверки.
В целом государственный надзор в сфере туризма, особенно выездного, необходим. Но следует констатировать, что нормативная база для этого еще не окончательно сформирована, что может привести к низкой эффективности контроля. Тем не менее Закон о защите прав дает чиновникам реальную возможность осуществлять контроль за соблюдением проверяемыми лицами действующего законодательства, включая Закон об основах туристской деятельности в РФ. Остается надеяться, что перечисленные документы помогут не только чиновникам Минкультуры в проведении государственного надзора в области выездного туризма, но и самим туроператорам в отстаивании их прав и интересов в ходе досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) должностных лиц. Нужно быть готовыми к тому, что неурегулированные вопросы останутся и наиболее спорные из них проверяющим и проверяемым придется решать в суде. Обратиться с иском вправе не только туроператор, но и органы государственного надзора, которые могут быть как привлечены к участию в деле судом, так и вступить в дело по своей инициативе для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного вследствие нарушений обязательных требований действующего законодательства.
Организации, контролирующие туристическую деятельность в России
На сегодняшний момент помимо государственного и рыночного регулирования туристической деятельностью в РФ, существуют независимые организации, контролирующие туристическую деятельность в РФ. Поскольку важность туризма для национальной экономики и социального процветания очевидна, то его развитие является важным шагом как для туристской индустрии, так и для путешественников. Поэтому сегодня основными видами деятельности национальных организаций являются продвижение туризма в России, а также попытки расширить сотрудничество правительства и частной индустрии (рис. 5).
Рис. 5. Основные организации, контролирующие туристическую деятельность в России.
Наиболее значимыми организациями, контролирующими туристическую деятельность в РФ, являются Российский союз туриндустрии (РСТ) и Всероссийское народное туристское общество (ВНТО). Далее, мы остановимся на них более подробно.
Российский союз туриндустрии (РСТ)
Российский союз туриндустрии (РСТ) – крупнейшее предпринимательское объединение отрасли, в состав которого входит более 1000 организаций турбизнеса, гостиничного хозяйства, санаторно-курортного комплекса, а также транспортные, страховые, консалтинговые компании, учебные заведения, региональные ассоциации и органы управления туризмом, средства массовой информации, регулярно освещающие вопросы развития туризма.
Организация была создана 25 июля 1993 г. и до 2002 г. называлась Российская ассоциация туристических агентств (РАТА). В соответствии с решением VIII съезда РАТА Ассоциация была преобразована в Российский союз туриндустрии. Это решение было продиктовано, во-первых, фактическим составом членов организации, а во-вторых, характером экономических и правовых отношений, сложившихся в сфере туризма как межотраслевого хозяйственного комплекса [42 c. 46].
Являясь некоммерческой организацией, РСТ защищает корпоративные интересы своих членов и права обслуживаемых ими клиентов. Своей важнейшей задачей Союз считает создание в стране цивилизованного туристического рынка и содействие развитию отечественной туриндустрии на федеральном и региональном уровнях.
В структуре РСТ 14 региональных отделений: Бурятское, Краснодарское, Красноярское, Крымское, Нижегородское, Приморское, Ростовское, Самарское, Северо-Западное, Ставропольское, Тверское, Удмуртское, Хабаровское и Центрально-Черноземное. Есть представительства в Великобритании, Германии, Израиле, США и Канаде. В рамках РСТ работают комитеты и комиссии: по внутреннему туризму, по въездному туризму, по детскому и молодежному туризму, автобусная, авиатранспортная, санаторно-курортная и др.
Одно из основных направлений деятельности РСТ – участие в формировании нормативно-правовой базы развития сферы туризма. Принятый в 1996 г. федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” в значительной степени был подготовлен экспертами Союза. На основе разработанного Северо-Западным отделением РСТ модельного закона о развитии туризма на региональном уровне соответствующие законодательные акты были приняты почти в трети субъектов Российской Федерации. Активно участвует РСТ в разработке других нормативных, в том числе подзаконных актов, федеральных и региональных программ развития туризма.
К числу других основных направлений работы Союза можно отнести участие в разрешении возникающих на рынке конфликтных ситуаций, совершенствование системы туристических формальностей, подготовки кадров, отраслевой системы статистического учета и отчетности, бухгалтерского учета и налогообложения, привлечение инвестиций для развития туристической инфраструктуры, рекламно-информационное обеспечение продвижения российского турпродукта на внутреннем и внешнем рынках.
Основными целями деятельности Союза являются:
- – создание в России современной, высокоразвитой, конкурентноспособной туристской индустрии;
- – защита коллективных интересов членов Союза;
- – влияние на выработку представительными и исполнительными органами власти РФ правовой, экономической и социальной политики, отвечающей профессиональным интересам членов Союза, и содействие его эффективной реализации;
- – противодействие монополизму в туристской деятельности
содействие развитию туристских предприятий, рынка туруслуг и цивилизованных рыночных отношений в России;
– защита интересов национальных производителей туристических услуг;
содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для членов Союза;
– представление интересов членов Союза в международных неправительственных туристических организациях.
Исходя из поставленных целей, основными задачами Союза являются:
- – привлечение интеллектуальных, финансовых, организационных и иных ресурсов членов Союза для наилучшей реализации профессиональных интересов;
- – выполнение функций коллективного заказчика;
- – правовая зашита интересов членов Союза;
- – участие в разработке федеральных, региональных и местных правовых нормативных актов;
- – организация информационной, консультативной и методической помощи членам Союза;
- – создание банков данных, других информационных систем, содействующих эффективности работы членов Союза;
- – взаимодействие с организациями, имеющими отношение к туризму по представлению коллективных интересов членов Союза;
- – представление интересов членов Союза в органах власти государственного уровня;
- – создание и финансирование проектов и программ, направленных на реализацию уставных целей и задач Союза;
- – осуществление рекламной и редакционно-издательской деятельности;
организация и проведение семинаров, симпозиумов, выставок, ярмарок с целью обмена и реализации достижений членов Союза;
– иная деятельность, не запрещенная действующим законодательством Российской Федерации.
Всероссийское народное туристское общество (ВНТО)
ВНТО – добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан и юридических лиц, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей, указанных в уставе.
Одна из первоочередных задач ВНТО – восстановление и развитие туристского пространства России.
Исключение миллионов людей России из туристского движения – один из многих показателей снижения уровня жизни, сокращения потребительского комплекса. Корпоративный путь в развитии туризма изначально ставит Россию в подчиненное положение к транснациональным корпорациям, занимающим на туристском рынке подавляющие позиции. Российские туроператоры не могут составить им конкуренцию и в лучшем случае становятся их агентами. ВНТО не выступает против мирового туристского рынка, оно отказывается использовать корпоративные механизмы как ведущие в своей деятельности [14. c. 83].
- – расширение народно-патриотических инициатив средствами туризма;
- – содействие воспитанию граждан страны средствами туризма и приобщению
их к истории Родины, ее культуре и т. д.;
- – реализация программы развития туризма в России;
- – расширение сферы социального туризма, в основе которого – доступный отдых, свободное передвижение, рациональный досуг, познавательная деятельность трудящихся, слабо защищенных слоев населения;
- – продвижение законодательной базы народного туризма – подготовка и внесение в установленном порядке на рассмотрение Госдумы проектов законов, регулирующих туристскую деятельность в стране;
- – формирование единой методологии народного туризма, реализуемого посредством программ краеведения и обучения, практических проектов по освоению туристского пространства России, возрождению туристских маршрутов, созданию новых рабочих мест;
- – учреждение и развитие героико-патриотической и историко-культурной
экспедиции “Россия – Родина моя”;
- – участие в совершенствовании планирования, региональной политики, технологии индустрии туризма, а также в формировании телекоммуникационных сетей, возрождении туристских маршрутов, создании новых рабочих мест;
- – формирование сети учреждений профессиональной подготовки и
трудоустройства специалистов туризма на многоуровневой основе и передача функций образования и обучения специалистов и персонала туризма специализированным учебным заведениям туризма;
– использование средств государственного и внебюджетного страхования для организации отдыха и туризма школьников, трудящихся, ветеранов труда,
слабо защищенных слоев населения;
- – проведение исследований и разработок новых туристских и образовательных технологий;
- – осуществление рекламной, издательской и иной информационной деятельности и России и за ее пределами;
- – создание целевых фондов поддержки небольших альтернативных программ;
- – проведение благотворительных мероприятий.
Структуру общества образуют его региональные (местные) отделения, а также научные, образовательные, творческие, производственные и иные организации и фонды, входящие в его состав.
Руководство Обществом осуществляют: совет, ревизионные комиссии, исполнительная дирекция, секретариат, дирекция региональных программ, дирекция социальных программ и другие структурные образования.
В рамках ВНТО действует система профессиональных ассоциаций (гильдии экскурсоводов, краеведов, ассоциации музеев, туристских клубов), которые заключают коллективные договоры с ассоциацией туроператоров на формирование туристского продукта и условия его распространения на рынке, а также договоры с ассоциациями потребителей (детскими фондами, клубами молодежи, ветеранов, студенческими ассоциациями) на абонементное обслуживание в режиме социального партнерства. ВНТО представляет скидки и гарантии участникам договоров и ассоциаций [14 c. 86].
Таким образом, являясь сложной системой классификации, туризм, как отрасль хозяйственного комплекса РФ, регулируется государственной, рыночной и нормативно-правовой базами, что способствует продвижению туристического продукта на внутреннем и мировом туристских рынках, защите прав и интересов туристов, обеспечению их безопасности, налогового и таможенного регулирования и т.д.
Сегодня, в РФ, все больше усиливается роль негосударственных структур, контролирующих туристическую деятельность, что положительно сказывается на попытках расширения сотрудничества правительства и частной индустрии.
Ростуризм “закрыл” Италию, Корею и Иран: что надо знать туристам
Из-за коронавируса на туристическом рынке России сложилась беспрецедентная ситуация. С четверга, 27 февраля, туроператорам запрещено продавать путевки, а также отдельные услуги (авиабилеты и проживание в отелях, например) уже в четыре страны. К Китаю добавились любимейшая нашими путешественниками Италия , безвизовая Южная Корея , а также Иран .
Италия, конечно, волнует отпускников больше всего. А как же римские каникулы, пляжи Римини , шопинг в Милане , мечты о Венеции , Тоскана , Капри, Сицилия , Сардиния . Италию у нас любят и знают, путешествуют по ней много.
В Итальянских Альпах ещё и горнолыжный сезон не окончен. Коронавирус, напомню, затронул в первую очередь северные регионы Апеннинского “сапога”. Эмилию-Романью, с “самым русским” курортом Италии – Римини, Венето, Ломбардию , где расположен Милан.
Разъясняем, что нужно знать отпускникам о новых рекомендациях Ростуризма, почему они изменили ситуацию с возвратом денег и что делать самостоятельным путешественникам.
Случаи заболеваний коронавирусом в ЕвропеСлучаи заболеваний коронавирусом в Европе
ТУРИСТАМ СОВЕТУЮТ, А ТУРФИРМАМ ЗАПРЕЩАЮТ
Рекомендации Роспотребнадзора и Ростуризма для путешественников появились ещё в среду, 26 февраля. С юридической точки зрения они были не больше чем добрым советом, так как в тексте не было указаний на угрозу жизни и здоровью и ссылок на законы, позволяющие требовать полного возврата денег за купленные туры.
В новых рекомендациях Ростуризма, опубликованных 27 февраля, всё это появилось. Цитируем:
“Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проинформировала Ростуризм о наличии угрозы безопасности жизни и здоровья туристов в Итальянской Республике, Республике Корея и Исламской Республике Иран, связанной с участившимися случаями заражения новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). В этой связи Федеральное агентство по туризму рекомендует российским туроператорам и турагентам приостановить формирование и реализацию туристских продуктов, а также отдельных туристских услуг в указанные страны до нормализации эпидемиологической обстановки”.
Теперь все, кто купил туры в эти ст раны и откажется от поездки, имеют право на стопроцентный возврат стоимости, подтвердили в Ростуризме. Ссылаться нужно на ст. 10, 14 Закона № 132-ФЗ (это закон Об основах туристской деятельности) и ст. 451 Гражданского кодекса РФ .
Коронавирус по почте
Можно ли заразиться коронавирусом через посылки из Китая? Стоит ли избегать интернет-покупок? Эксперты уверяют, беспокоиться об этом не стоит
Впрочем, вряд ли в турагентствах будут требовать подтверждений – ситуация понятная, только что проходили ее с Китаем. И китайский опыт показывает, что отпускникам чаще нужны не деньги, а другой маршрут для поездки, чтобы отпуск не пропал. Как замену Италии наверняка будут выбирать Грецию с Испанией .
Туроператоры уже отчитались, что распоряжение чиновников выполнили, путевки в три “вирусных” страны больше не предлагают. Об эвакуации отпускников речь не идет, все будут возвращаться по своим билетам.
А МОЖНО ЛИ ПОЕХАТЬ?
Да. Рекомендации Роспотребнадзора и Ростуризма – не запрет для путешественников. И уж тем более никакой ответственности для “нарушителей” нет. Самолеты во все страны, в Китай в том числе, продолжают летать, хотя и с ограничениями (о них ниже).
Так что самостоятельным путешественникам остается только ответить самим себе на вопрос, насколько они боятся вируса. В Италию (как и в Южную Корею с Ираном) россияне как раз часто летают сами. Лишь 35% вояжей на Апеннины организуют турфирмы.
Собственно, и купленным туром вполне можно воспользоваться – если рейс не отменен.
Города Южной Кореи опустели из-за страха перед коронавирусом
ЧТО С РЕЙСАМИ
С рейсами в Южную Корею и Иран оперативный штаб под руководством Татьяны Голиковой обошелся точно так же, как с полетами в Китай. Авиасообщение не закрыли, но заметно ограничили.
В Южную Корею из российских перевозчиков теперь летает только “Аэрофлот” и его дочерняя авиакомпания “Аврора”. Корейская Korean Air тоже продолжает выполнять рейсы в Россию.
Так что долететь можно, причем прямыми рейсами. Но у пассажиров стало меньше вариантов (впрочем, и желающих лететь явно поубавилось). Остальные перевозчики вынуждены отменить полеты и несут убытки. В Сеул летала ещё авиакомпания S7, причем не только из Москвы , но и из Владивостока , Новосибирска и Иркутска . Её лайнерами пользовались около 20% пассажиров на этом маршруте, по данным самой авиакомпании. Также отменены рейсы ” Якутии “.
В Иран из российских перевозчиков и раньше летал только “Аэрофлот”, так что тут по сути изменений нет. Рейсы иранского перевозчика Mahan Air тоже сохраняются. Да и страна явно не относится к массовым туристическим направлениям, хотя у любителей экзотики Иран в последние годы явно набирал популярность.
С Италией ситуация другая. Никаких ограничений на полёты вводить не стали. Татьяна Голикова объяснила это простой логикой: Италия входит в Евросоюз и Шенген, и контролировать перемещения пассажиров будет сложно. И то правда – никто не мешает прилететь в соседнюю Австрию или Словению , паспорта на границах внутри шенгена не проверяют.
Регулярных рейсов между Россией и Италией множество. В Рим и Венецию, Милан и Римини, Бари Геную , а летом должны добавиться и острова – Сицилия с Сардинией. Две страны соединяют “Аэрофлот”, “Россия”, “Победа”, S7, “Уральские авиалинии”, Utair и итальянский перевозчик Alitalia.
. И С ДЕНЬГАМИ ЗА АВИАБИЛЕТЫ
Рекомендации Ростуризма о стопроцентном возврате денег касаются лишь туроператоров и их клиентов. Для пассажиров, которые сами покупали билеты на самолет, всё по-другому.
Если рейс отменен по решению правительства, деньги за билет вернут.
А если пассажир просто передумал лететь в Рим, например? Первым делом надо проверить условия возврата по своему тарифу. Самые дешевые билеты, как правило, невозвратные. Но часто даже невозвратный тариф позволяет менять даты и маршрут полета с небольшим штрафом. Это может стать выходом.
Ещё вариант – связаться с авиакомпанией, ссылаясь на рекомендации Роспотребнадзора о наличии угрозы жизни и здоровью. Есть шанс, что пойдут навстречу.
ЦИФРЫ
966 тысяч российских туристов отдохнули в Италии в 2019 году. 20 тысяч наших путешественников находятся в Италии сейчас.
167 тысяч российских туристов побывали в Южной Корее в прошлом году.
2,7 тысяч наших соотечественников выбрали для отпуска Иран.
По данным Погранслужбы и Ассоциации туроператоров России. В статистику вошли лишь турпоездки, если учитывать деловые и семейные вояжи, цифры будут больше.
ОФИЦИАЛЬНО
В то время как наши чиновники предупреждают об опасности, ВОЗ, наоборот, призывает к спокойствию: “Всемирная организация здравоохранения не предусматривает ограничений на поездки и товарообмен и подчеркивает отсутствие необходимости аннулировать или вносить изменения в свои планы путешествий”..
Бизнес
Туризм
От Мединского к Орешкину: куда ушли туристы
Зачем Ростуризм передали в подчинение Минэкономразвития
Минкультуры лишилось Ростуризма: агентство было передано в ведение Минэкономразвития. Ранее Ростуризм уличали в предоставлении неверной отчетности. Источники «Газеты.Ru» не исключают, что структуру и вовсе могут упразднить.
Ростуризм был передан от Министерства культуры в ведение Минэкономразвития. Соответствующий документ опубликован в понедельник на официальном интернет-портале правовой информации. «Установить, что Федеральное агентство по туризму находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации», – говорится в документе.
Кроме того, Минэкономразвития передаются «функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма и туристской деятельности, по координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации».
Орешкин научит отдыхать и работать
Также Минэкономразвития передается функционал «по осуществлению государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма».
В Ростуризме сначала отказались от комментариев. «Есть указ президента и Ростуризм, как федеральный орган исполнительной власти, будет его выполнять. Других комментариев у нас не будет», — пояснили «Газете.Ru» в Ростуризме.
«Есть решение президента и мы будем его исполнять. Будем продолжать действовать по развитию туризма в нашей стране», – высказался в том же духе позднее глава Ростуризма Олег Сафонов.
Правительство, в соответствии с указом, должно обеспечить его выполнение в течение полугода. Министерство культуры получило функции надзора и регулирования в сфере туризма в мае 2012 года. Это произошло после преобразования Министерства спорта, туризма и молодежной политики.
Переподчинение Ростуризма, утром в понедельник, вызвало вопросы в Белом доме, кто из вице-премьеров будет курировать эту отрасль. С мая этого года туризм был поручен вице-премьеру Ольге Голодец. Она же курирует и прежнюю «головную» структуру – Минкульт.
Максим Орешкин в большей степени подотчетен первому вице-премьеру Антону Силуанову.
Но в аппаратах обоих вице-премьеров комментировать переподчинение Ростуризма наотрез отказались.
В Минэкономразвития так же не стали объяснять, что надо реформировать в туристическом регуляторе.
Источник «Газеты.Ru» в правительстве осторожно предположили, что курировать отрасль будет по-прежнему Ольга Голодец. «Антон Силуанов с этим связываться не желает, инициатива была проявлена исключительно Максимом Орешкиным», — сказал один из чиновников.
Главная функция Ростуризма – развитие внутреннего и въездного туризма. Организация является оператором одноименной федеральной целевой программы.
Общий объем финансирования программы на 2011 – 2018 годы составляет 332 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета – 96 млрд. руб. или 28,9%. За счет региональных бюджетов предполагалось профинансировать 25 млрд. руб. или 7,5%. Остальные 211 млрд руб. или 63,6% должны были предоставить частные инвесторы. Срок действия программы истекает в 2018 году и решения продлять ли ее на будущее в правительстве пока нет.
Ростуризм отчитался о расходах недостоверно
Переподчинение Ростуризма состоялось после того, как Счетная палата высказала ряд претензий к Минкульту, как куратору туристической отрасли. 13 сентября аудитор Счетной палаты Михаил Мень принял участие в заседании комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи, на котором проинформировал депутатов о результатах проверки исполнения федерального бюджета на 2017 год, в том числе – в Ростуризме.
Проверка Ростуризма показала, что затраты за счет средств федерального бюджета на создание семи информационных систем (в размере 22,3 млн руб.) так и не были включены в состав нематериальных активов и бюджетную отчетность агентства.
А в ходе проверки исполнения федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ (2011-2018 годы)» выявлено, что 12 регионами нарушены обязательства по срокам проектирования и строительства объектов, предусмотренных ФЦП.
Из-за слабого контроля со стороны Ростуризма из 30 туробъектов введено в эксплуатацию только 22.
Из 108 объектов туристской инфраструктуры, запланированных к созданию за счет средств частных инвесторов, не создано 52 объекта. Вместе с тем, требования к регионам о возврате в федеральный бюджет средств субсидий в связи с невыполнением целевых показателей программы Ростуризмом не выполнялись.
По результатам проверки, бюджетная отчетность Ростуризма за 2017 год признана недостоверной, отметил аудитор Мень.
Это не первое отрицательное заключение Счетной палаты. В 2017 году контрольное ведомство, тогда еще возглавляемое Татьяной Голиковой, также пришло к выводу, что «несмотря на вложение порядка 7 млрд руб. в создание туристических кластеров в 4 регионах, достичь ожидаемых эффектов пока не удалось».
Согласно результатам проверки за период 2012-2016 годов и первого полугодия 2017 года «из 135 запланированных проектов по созданию (реконструкции) объектов туристской инфраструктуры всех проверенных кластеров реализовано 70 (51,9%), 2 из них – с нарушением сроков. Из 25 проектов по 5 (20%) – нарушаются сроки реализации, установленные инвестиционными соглашениями. На 40 объектов туристской инфраструктуры с плановым объемом инвестиций в размере 9,3 млрд руб. инвестиционные соглашения не заключены в связи с отсутствием инвесторов», – решила в прошлом году Счетная палата.
«Программа составлена нереально и, по-хорошему, ее нужно переписывать», – сказал один из чиновников правительства, знакомый с ситуацией в отрасли. Этим и предстоит заняться Минэкономразвития.
«Не исключено, что агентство готовят и к упразднению» – считает другой чиновник правительства.
Переход Ростуризма в подчинение Минэкономразвития проходит на фоне беспрецедентных банкротств туроператоров и испорченного отдыха тысяч российских туристов, в том числе за рубежом. Летом 2018 года несколько старейших и известных туроператоров, основавших свой бизнес еще в начале 90-х годов прошлого века и переживших два кризиса, заявили о приостановке своей работы. С проблемами столкнулись, в том числе, «Натали Турс» и DSBW-Tours. О прекращении работы объявил также петербургский туроператор «Матрешка-тур».
Проблемы туроператоров обострились в 2014 году, после резкой девальвации рубля и введения санкций Запада по итогам референдума в Крыму о присоединении полуострова к России. Значительная часть россиян из-за скачка курса валют отказалась тогда от поездок за рубеж и по рынку прокатилась волна банкротств туроператоров.
По данным Ростуризма, в 2014 году в России было 4500 туроператоров, в 2015 году их стало на 300 меньше. Затем рынок туруслуг несколько стабилизировался.
Отраслевые союзы сдержанны в оценке указа о переподчинении Ростуризма. «Ростуризм станет более функциональным. Все-таки Минэкономразвития — это программное регулирование, а туризм сейчас на таком этапе, что необходимо развивать отрасль через программы, а не через судорожные попытки введения сборов», — сказал вице-президент Российского союза туриндустрии Юрий Барзыкин RNS.
Он напомнил, что Ростуризм уже находился в ведении Минэкономразвития с 2000 по 2004 годы.
«Ростуризм уже был в Минэке. Поэтому, думаю, что хуже не будет», — отметил он.
В АТОР (Ассоциация туроператоров России) вообще отказались комментировать данную тему. «Пока не комментируем», – сказала «Газете.Ru» глава ассоциации Майя Ломидзе.
За туристами присмотрят
Ведомство Максима Орешкина в последнее время только теряет полномочия. Сворачивание функций Минэкономразвития на федеральном уровне началось в апреле 2017 года, когда правительство передало полномочия в сфере госзакупок от Минэкономразвития Минфину. В мае этого года премьер-министр Дмитрий Медведев на встрече с Владимиром Путиным предложил передать торговые представительства России за рубежом от Минэка к Минпромторгу, таким образом еще больше сократив функционал ведомства Орешкина.
Деятельность Минэкономразвития финансируется из федерального бюджета по статье «Общегосударственные вопросы», на которую в 2018 году выделено 9,4 млрд руб. Почти такая же сумма в прошлом году была зарезервирована за ведомством и на 2018 и 2019 годы. Это те деньги, которыми министр экономического развития может распоряжаться самостоятельно.
Но после передачи торгпредств в Минпромторг министру экономического развития Максиму Орешкину предстоит передать вместе с загрансобственностью и их финансирование. Между тем, средства Минэкономразвития на реанимацию туризма в России все равно понадобятся и немалые.
Тот же Минкульт, мало того, что предоставил неточную информацию о расходах, но еще так и не довел до реализации, например, проект по внедрению программы «Электронная путевка». Через эту систему власти намерены собирать данные о поездках за рубеж, купленных россиянами через туристические компании. Система по контролю за поездками разрабатывалась с 2015 года в рамках закона «Об основах турдеятельности».
Изначально она задумывалась как добровольная. Позднее Ростуризм и «Ростех» предложили сделать ее обязательной для всех туроператоров, а передачу сведений о поездках закрепить законодательно.
Об этом туроперторов проинформировали в июне. Участники рынка говорят, что на проект потратили 500 млн рублей, но запустить его до сих пор не удалось. Планировалось запустить «электронную путевку» с 1 января этого года.
В Ростуризме пояснили, что «не знают, кто придумал про «усиление контроля за поездками за рубеж». По словам чиновников, речь идёт всего лишь о повышении прозрачности рынка и защите прав туристов.
«Чтобы ситуация, подобная той, что была с «Натали Турс» не повторялась. Чтобы туроператоры не могли уклониться от исполнения обязательств перед туристами, чтобы не могли пустить полученные за путевки деньги туристов не по назначению. Чтобы граждане, оплатившие турпродукт или услуги, гарантированно могли ими воспользоваться», — пояснили в Ростуризме.
Источники:
http://39.rospotrebnadzor.ru/content/o-gosudarstvennom-nadzore-za-deyatelnostyu-turoperatorov-i-obedineniya-turoperatorov-v-sfere
http://wiseeconomist.ru/poleznoe/85515-gosudarstvennyj-nadzor-turizme
http://vuzlit.ru/380006/organizatsii_kontroliruyuschie_turisticheskuyu_deyatelnost_rossii
http://www.kp.ru/daily/27097/4170640/
http://www.gazeta.ru/business/2018/09/17/11971897.shtml