Кому принадлежат электросети
Кто владеет энергетикой России?
Четыре месяца назад Владимир Путин озвучил результаты проверки Минэнерго. «Из 352 руководителей энергокомпаний 162 должностных лица – т.е. практически каждый второй – оказались аффилированными с 385 коммерческими организациями», – сказал тогда премьер. И добавил: вывод средств из отрасли осуществляется через офшорные фирмы и аффилированные структуры, зарегистрированные на родственников руководителей этих энергокомпаний».
Некоторых премьер назвал поименно.
Особой степенью «аффилированности», по словам Путина, славятся энергетики Северного Кавказа, Западной Сибири и Урала. Так, неплохо «нааффилировался» с собственным сыном и другими родственниками директор «Магистральных энергетических сетей Урала» Геннадий Никитин. Он оказался учредителем 5 коммерческих фирм, близких по тематике к возглавляемой им компании, еще проверяющие обнаружили 16 фирм, с которыми он был связан родственными узами. Оборот семейного «холдинга» составил 2 млрд рублей.
И Никитин, и, скажем, гендиректор «Тюменьэнерго» Крючков, и другие, чьи фамилии прозвучали (премьер не стал почему-то зачитывать весь список), правильно поняли намек и тут же написали заявления по собственному.
Впрочем, Евгения Крючкова это не спасло: против него возбудили уголовное дело. Правда, фигурант успел вовремя от следователей спрятаться и, по некоторым данным, сейчас следит за развитием своего уголовного дела из Австрии. Тем более что оно показательное, поскольку стало первым «делом энергетиков».
Схемы были простые. Например, такая. Как следует из доклада по результатам проверки Минэнерго, Крючков создал сеть подконтрольных организаций, привлекал их для ремонта объектов энергетики (а ремонт проводил силами «Тюменьэнерго»). Вырученные средства вкладывались в различный бизнес, в том числе в семейный гостиничный в Сургуте, или прикупалась недвижимость – в России и за рубежом.
Или вот такая схема. Цитирую документ: «Проверка показала, что… «Тюменьэнерго» перечисляло колоссальные денежные средства в размере около 1,1 млрд руб. своему учредителю ОАО «Холдинг МРСК» по договорам оказания услуг по организации функционирования и развитию ЕЭС России». Эти роскошные отчисления проверяющие признали незаконными. Хотя почему-то претензий к МРСК не высказали. Но что самое интересное, аппетиты материнской компании оплачивали… потребители электричества: эти суммы были включены в тарифы и утверждены региональной энергетической комиссией Тюменской области. Аппетиты, как видите, немаленькие – более 1 млрд рублей.
Справка. «Тюменьэнерго» – крупнейшая сетевая компания Уральского федерального округа, ее доля на рынке услуг по передаче электроэнергии УФО – 85%. «дочка» ОАО «Холдинг МРСК» – одной из крупнейших электросетевых компаний в мире (главный акционер – РФ, 53,69% акций).
«Сказал же прямо: наведите порядок. Все же слышали. Нет, все, кого это касается, пальцем не пошевелили: ни от офшоров не избавились, ни компании свои не закрыли, где сидят они сами и их близкие родственники. Всё продолжили! Странно даже, честное слово, просто странно! Ну хоть чувство самосохранения должно быть какое-то?!» – бушевал в декабре 2011-го премьер.
Гнев премьера, видимо, касался только прямых родственных связей в энергетической среде. Потому что аналогичные связи в большом бизнесе называются уже привлечением молодых квалифицированных кадров. Самых ярких примеров такого усиления энергетики молодыми кадрами – два.
Так, председателем совета директоров небольшой энергосбытовой компании «Роскоммунэнерго» (холдинг с оборотом около 100 млн $) стал сын управделами президента Игорь Кожин. В 2008‑м, когда эта не самая мощная структура собиралась приобрести у РАО «ЕЭС» последнюю оставшуюся неприватизированной ОГК-1 (сделка считалась крупнейшей для РАО), аналитики называли ситуацию «новой загадкой Чубайса». Дело в том, что цена была очень высокой, и никто на рынке долго не мог понять, откуда скромное «Роскоммунэнерго» возьмет деньги. В итоге сделка не состоялась.
Не в пример весомей кусок достался отпрыску Юрия Ковальчука, давнего друга Путина, банкира и одного из основателей известного кооператива «Озеро».
Борис Ковальчук – председатель правления ОАО «Интер РАО ЕЭС» (к слову, он же и председатель совета директоров той самой ОГК-1). Это одна из крупнейших в стране энергетических холдинговых компаний, занимающаяся производством и продажей электроэнергии и в России, и за рубежом. Ковальчук-младший в компании уже третий год. А свою карьеру он начинал в 2006-м, в 28 лет, когда после 40 дней пребывания в должности помощника вице-премьера Дмитрия Медведева вдруг стал главой департамента аппарата правительства по реализации нацпроектов.
Причем структуру явно создавали именно для него: после увольнения Ковальчука в 2009-м не стало и департамента. После этого Борису Юрьевичу полгода довелось поуправлять «Росатомом» (видимо, его сочли специалистом, раз дядя возглавляет Курчатовский институт) – он был зам. гендиректора по развитию. А там – и в большое плавание энергетики можно пуститься.
Кланы местных бонз
Не особо смущают, судя по всему, угрозы премьера «почистить все» и региональную элиту. Так, губернатор Ярославской области Сергей Вахруков заранее подготовил своим детям твердое будущее. Старший его сын, Максим, возглавляет банк, младший, 34-летний Дмитрий, работает в энергетике – первым замом гендиректора «Ярославской сбытовой компании» (это крупнейший налогоплательщик в области). Еще год назад Дмитрия прочили на место гендиректора, он даже побыл и.о., но в итоге все же решили, что поста первого зама будет достаточно.
Учитывая, что вероятность отставки папы сейчас уже практически стопроцентная, сынок получил неплохое назначение.
Вариации кланов, существующих сегодня, можно перечислять долго. Создается ощущение, что вся реформа энергетики, «распределившая» отрасль, была нацелена лишь на обеспечение благополучия кучки аффилированных лиц. Кстати, о таком варианте развития событий говорил еще в 2000 году экс-зампред правительства Борис Федоров.
– Ничего плохого в том, что в отрасли работают родственники, я не вижу, – сказал «Собеседнику» Виктор Кудрявый, авторитетнейший энергетик страны (он был зам. министра энергетики, председателем правления РАО «ЕЭС» до Чубайса, спорил с ним отчаянно потом). – Многие объекты – градообразующие предприятия, так что там без «кумовства» не обойтись. А потом, что такое аффилированный? А если это не родственник, а однокурсник, друг… Значит, воровства не может быть? Надо находить прямые уводы денег – вот критерий.
«Собеседник» поинтересовался у пресс-секретаря Владимира Путина Дмитрия Пескова, продолжает ли премьер контролировать ситуацию. Ведь информации о новых уголовных делах против топ-менеджеров энергокомпаний пока не было, а на проверку было дано несколько месяцев, которые уже закончились. – Конечно, – ответил Песков. – но это поручение касалось не только энергетиков, проверки должны быть проведены по всем компаниям с госучастием и по всем инфраструктурным объектам страны на предмет потенциально коррупционных связей с фирмами-контрагентами. Это начинание встречает большое сопротивление.
– Путин также потребовал раскрыть информацию о конечных бенефициарах. Но максимум, что можно найти в открытом доступе – довольно куцые декларации о доходах да абсолютно неинформативные списки аффилированных лиц…
– Это поручение выполнено. Списки бенефициаров представлены. Но, конечно, они не открыты для широкой публики.
Кто что продает
В результате реформы РАО «ЕЭС» в энергетике образовались следующие группы. Сетевые, или распределительные (плюс диспетчерская деятельность), компании остались под контролем государства, тарифы утверждаются Федеральной службой по тарифам. Приватизированы были генерирующие, которые только производят электроэнергию, и сбытовые – продающие ее потребителям. В итоге конкуренции, на которую рассчитывали реформаторы, не появилось, а тарифы на электричество лишь ползут вверх».
Кто владеет энергетикой России
Позвонила встревоженная мама: – В автобусе тут тетки разговаривали, да так шумно, что половину пассажиров в тему вовлекли. Говорят, Красноярская ГЭС уже продана китайцам! Конечно, «одна тетка в автобусе сказала» – не тот источник, которому следует доверять. Поэтому, для удовлетворения собственного любопытства, обратилась к всезнающему Яндексу. Результат… нет, не порадовал. Хотя к китайцам вопрос, как оказалось, не относится.
Причем тут китайцы
Китайцы – не владельцы. Они – активные потребители российских ресурсов. К ним идут эшелоны с русской тайгой. К ним тянется труба с российским газом, в то время как сибирские деревни продолжают топить дома углем и дровами. К ним же уходит электроэнергия, вырабатываемая силой сибирских рек. Они претендуют на поставки воды Байкала.
Если Китай и заявляет о своих правах на Сибирь и Дальний Восток, то пока только в перспективе.
Не в традициях Китая играть официально. Улыбаясь в глаза, они будут действовать за спиной, подобно тому, как подсыпают песок в Амур, чтобы сместить границу в нужном для себя направлении.
Кто владеет нашими ГЭС
Итак, китайцы не при делах (пока). И все же Россия по факту не является собственником энергоресурсов, которыми пользуется.
После реформирования РАО ЕЭС, успешно проведенного Чубайсом, все ГЭС и тепловые электростанции перешли в частные руки. Иногда найти реального владельца бывает крайне сложно даже соответствующим органам. Так, например, вышло еще в 2004 году с Красноярской ГЭС (подробнее об этом здесь ).
Иногда собственники меняются. Особенно после того, как к ним появляются вопросы. Например, сейчас Красноярская, Богучанская, Иркутская, Усть-Илимская ГЭС и еще ряд энергетических предприятий региона принадлежат компании «Евросибэнерго», существующей с сентября 2008 года. Передача Ангарского каскада ГЭС от «РусГидро» во владение « Евросибэнерго » состоялась в октябре 2016 года.
Пусть русскоязычное название вас не смущает: среди 8 учредителей АО российских граждан нет. Все они – иностранные организации с регистрацией на Кипре, в Лимассоле и Никосии ( список учредителей ).
Аналогична картина по другим регионам (данные по Свердловской области, Пермского края и Республики Коми здесь ).
Вся энергетическая отрасль по воле Чубайса и его «друзей» разорвана в куски и превращена в частную собственность.
…тем крепче наша оборона
Я даже не стану задаваться вопросом о том, почему доходы за электроэнергию, потребляемую в современном мире всеми без исключения, утекают за рубеж. Понятно, что оседают эти сверхприбыли в карманах тех шустрых счастливчиков, типа Дерипаски и ему подобных, которые стоят за всеми «оформленными» собственниками.
Я даже не буду спрашивать, каким образом государство может влиять на изменение тарифов на энергоресурсы – мы ведь этого регулярно пытаемся требовать.
Меня волнует другое.
Производство электроэнергии – отрасль стратегическая. От наличия энергии зависит жизнеспособность населенных пунктов, предприятий всех сфер. Без электроэнергии не будет ни предметов роскоши, ни снарядов и танков – ничего.
И если в жилом доме еще худо-бедно можно протянуть какое-то время без света, обогреться другими видами топлива, то в промышленности без электроэнергии – никак.
Как – КАК?! – могло так получиться, что эта сфера полностью ушла из-под контроля России? Как – КАК?! – вышло так, что всем этим владеют частные лица, не имеющие реального отношения к нашей стране?
О какой обороноспособности при этом может идти речь? О какой способности противостоять Западу и «проискам внешних врагов»?
Ведь ежу понятно – власть у того, кто держит в руках рубильник.
И это даже не саботаж. Это откровенная диверсия. Наглая, открытая, не остановленная никем – ни в Кремле, ни на местах.
Это прямое вредительство, участники которого отлично известны президенту, правительству, правоохранительным органам.
А мы еще удивляемся, что народ при этой власти так плохо живет?
P.S. В сети есть информация о том, что единственным истинным владельцем АО “Евросибэнерго” является компания En+ Group Олега Дерипаски. “Евросибэнерго” – второй по значимости актив En+ Group после “Русала”. (Логично: чей алюминий, гото и энергетика.) В 2019 году En+ Group сменила место регистрации с острова Джерси на остров Октябрьский Калининградской области РФ. Правда, от этого не легче. Взамен на снятие санкций с Дерипаски, США добились того, что из 12 директоров корпорации 8 являются назначенными штатами американцами, лишь четверо – россияне. Подробнее об этом – в новом материале .
Прочитав статью, нажмите лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно))))) Просьба в комментариях соблюдать корректность по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают. Подписка на канал приветствуется. Поддержать автора можно: кликнув по рекламе, сделав перевод на ЯндексДеньги 410017622334665 или телефон 89235952163.
20 лет электроэнергетики в России – от РАО «ЕЭС России» до либерализации рынка
В 2005 г. из-за аварии на подстанции «Чагино» без электричества осталось около 5 млн человек. Застряли в лифтах люди, остановились поезда метро, огромные промышленные предприятия застыли в тишине, погасли окна в магазинах, офисных центрах и многоэтажных домах – Москва погружалась во тьму район за районом. Причиной аварии назвали ошибки персонала и крайнюю, до 90%, изношенность оборудования. На рубеже 1990–2000-х гг. перебои в электроснабжении были явлением почти обыденным и случались не только в результате аварий. Сознательной, хоть и вынужденной, мерой были веерные отключения, когда энергетикам приходилось отключать потребителей целыми районами из-за нехватки топлива для поддержания оборудования в рабочем состоянии. Отрасли требовалась реформа.
Антикризисные меры
Задолженности энергетиков перед поставщиками угля и газа стали реальной угрозой для прохождения осенне-зимнего периода 1998–1999 гг. Покупать топливо было не на что. К этому времени общий объем платежей энергетикам составлял около 85%, причем основная часть осуществлялась бартером, векселями и зачетами. Живые деньги составляли лишь 20% всех платежей. Задолженности промышленных потребителей перед региональными энергокомпаниями превышали 2–3-летний объем их продаж. Рядовые энергетики выходили на массовые забастовки и голодовки, некоторым из них зарплаты не платили по полгода. В то же время в 1999 г. в стране впервые с конца 1980-х гг. начался рост потребления электроэнергии.
Огромная машина российской энергосистемы давала сбой. Управляло ею Российское акционерное общество «Единая энергосистема России» (РАО «ЕЭС России»). Компании принадлежало 72% всех генерирующих мощностей и около 96% электросетей, диспетчерские управления и сбыт. Тарифы на электроэнергию определяли региональные энергетические комиссии, исходя из затрат принадлежащих ЕЭС региональных энергокомпаний. Большинство из них были убыточными, и к концу десятилетия 20 региональных энергосистем и федеральных электростанций проходили процедуру банкротства. Отрасль нуждалась в реформировании и инвестициях.
В 2000 г. правление РАО ЕЭС принимает постановление «О мерах по исключению практики веерных отключений», запрещающее отключение добросовестных потребителей. В то же время была введена практика отключения от электроэнергии неплательщиков. Это вызвало сопротивление крупного бизнеса, не привыкшего платить за электроэнергию, и ряда губернаторов. Уже к 2001 г. удалось ликвидировать бартерную систему.
Реформа РАО ЕЭС
Устранение проблемы неплатежей не позволяло решить главную задачу по привлечению в отрасль инвестиций. Для этого правление РАО ЕЭС пошло на реформирование всей системы с переходом на рыночные механизмы. По сути реформа заключалась в разделении всей системы на естественно-монопольные (передача электроэнергии) и конкурентные (генерация и сбыт электроэнергии) виды деятельности. Государство передавало генерацию и сбыт в частные руки, сохранив контроль над сетями и диспетчером. А также над атомными и гидростанциями. Электростанции смогли продавать электроэнергию по свободным ценам на спотовом рынке или по прямым договорам.
Против реформы выступали практически все губернаторы, все политические партии в Госдуме, за исключением Союза правых сил, Совет Федерации, крупные промышленные потребители, криминал, который действительно контролировал часть энергосистемы, значительная часть ученых-энергетиков, миноритарные акционеры РАО ЕЭС и менеджмент дочерних компаний холдинга, и противостоять им всем можно было только при последовательной поддержке государства, рассказывает председатель правления РАО «ЕЭС России» в 1998–2008 гг. Анатолий Чубайс (сейчас – председатель правления УК «Роснано»): «Я хорошо помню один разговор, очередную тяжелую баталию на совещании у президента Владимира Путина с группой категорически сопротивлявшихся реформированию губернаторов во главе с Юрием Лужковым. Наши оппоненты говорили, что преобразования проводить ни в коем случае нельзя. Это развал, разрушение единой энергосистемы. И вообще, говорит Юрий Михайлович, а кто же будет управлять электроэнергетикой? В ответ раздается тихий голос кого-то из присутствующих, произнесший одно слово: «Рынок». Все оглядываются: кто это сказал? Ой, а это Путин сказал».
Распродажа активов РАО «ЕЭС России» началась в 2006 г. с покупки «Норильским никелем» контроля над ОГК-3. Крупнейшим покупателем российской генерации стал «Газпром», получивший контроль в ОГК-2, ОГК-6, «Мосэнерго» и ТГК-1, а также акции ТГК-11, ТГК-12 и ТГК-13. «КЭС-холдинг» Виктора Вексельберга приобрел ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7 и ТГК-9. СУЭК Андрея Мельниченко купила ТГК-12 и ТГК-13. Пришли в энергетику «Лукойл» (ТГК-8), «Онэксим» Михаила Прохорова (ТГК-4), группа «Синтез» (ТГК-2), РЖД совместно с ЕСН Григория Березкина (ТГК-14). Российской энергетикой заинтересовались и иностранные инвесторы: итальянская Enel купила контроль в ОГК-5, немецкий концерн E.On AG – контроль в ОГК-4, финская Fortum – ТГК-10.
Магистральные сети напряжением от 220 кВ перешли под контроль Федеральной сетевой компании. Распределительные сети вошли в Холдинг МРСК. Позднее оба холдинга объединились в «Россети».
95% времени работы над реформой было тотальное ощущение, что сделать ее невозможно, рассказывает Чубайс: «В 2007 г. я разговаривал со своим товарищем, крупным бизнесменом. Я убеждал его, что нам осталось полшага, чтобы привлечь большие деньги в энергетику. На что он ответил, что это абсолютно несерьезно: «Какие деньги? Нужны десятки миллиардов. Ты, может быть, продашь пару станций. Но лучше тебе подумать, как ты будешь выбираться из этого дела». В 2008 г. мы привлекли в российскую энергетику 1 трлн руб., $30 млрд инвестиций. И обратите внимание: все частные инвесторы, которые пришли тогда в отрасль, до сих пор остаются».
Район электрических сетей (РЭС). Правовой статус, функции и организация деятельности
Приступая к этой публикации, автор, видимо, должен объяснить значимость вопроса и необходимость его раскрытия. Объективная актуальность темы, поднимаемой читателями сайта, обусловлена трудностями понимания истинного правового статуса районов электрических сетей, их действительных полномочий и выполняемых функций. Если кратко охарактеризовать проблему, то можно сказать, что это всё последствия происходящего реформирования электроэнергетики, изменения целей и организации деятельности электросетевых организаций, возникших в результате этого реформирования. Районы же электрических сетей, существовавшие и ранее, но являющиеся структурными подразделениями возникших электросетевых компаний, претерпевают все болезненные процессы реформирования. В первую очередь болезненность процесса вызвана сокращением правомочий районов электрических сетей, сочетающимся с асимметричным возрастанием объема производственных и правовых вопросов и ответственности за состояние электроснабжения потребителей.
Испытываемые же районами электрических сетей трудности, так или иначе, перекладываются на потребителей и вызывают порой их замешательство при решении, казалось бы, элементарных вопросов. Помочь в их решении или хотя бы как-то способствовать этому, и предназначен этот материал.
Район электрических сетей (далее будем именовать его РЭС для удобства чтения), являющийся структурным подразделением любой электросетевой компании, выполняет ее основные функции на закрепленной за ним территории по эксплуатации, капитальному и текущему ремонту электрических сетей, находящихся на этой территории (описание технических характеристик сетей автор оставляет преднамеренно, чтобы не перегружать внимание читателей). Соответственно РЭС несет и всю полноту ответственности за их техническое состояние и качество электроснабжения потребителей, подключенных к этим сетям. Помимо этого РЭС осуществляют на основании заключенных электросетевыми компаниями договоров техническое обслуживание электросетевых объектов посторонних потребителей. Как таковой специальной правовой регламентации деятельности именно районов электрических сетей в действующем законодательстве нет, по причине незначительного правового статуса (правильнее сказать его отсутствия) в структуре электросетевых компаний. Действуют РЭС на основе утверждаемых электросетевыми компаниями положений об этих структурных подразделениях. Руководители РЭС (начальники, главные инженеры) действуют преимущественно на основании выдаваемых им доверенностей.
Прежде всего, следует, наверное, начать с необходимости правильного понимания наименования этого самого низового структурного подразделения любой электросетевой компании. Правда, еще ниже в организационной иерархии электросетевых компаний есть так называемые сетевые (мастерские) участки, но они большей частью находятся в сельской местности (да и опять же эти участки в составе самих РЭС).
Главная терминологическая особенность в наименовании этой группы производственных единиц электросетевых компаний – только кажущаяся связь с административно-территориальным делением. В действительности район – это специфический электротехнический термин, производственного назначения для идентификации внутрипроизводственного структурного подразделения электросетевой компании, аналогичного по уровню и статусу какому-нибудь цеху в производственном предприятии.
Принимать его в чистом виде как структуру, отвечающую за электроснабжение только того административно-территориального образования, чье наименование носит РЭС, неправильно. В действительности этот РЭС может также осуществлять электроснабжение и в других, соседних граничащих административно-территориальных образованиях. Это обусловлено как конкретными особенностями организационного построения электросетевых компаний, так и технологическими особенностями работы электрических сетей. В зависимости от эксплуатируемых объектов электросетевого хозяйства районы электрических сетей (к примеру, так называемые высоковольтные районы) могут обслуживать территории целых городов, состоящих из нескольких районов. Эти особенности хорошо проявляются в сельской местности, в областных центрах и особенно в городах-миллионниках. В последних, районы электрических сетей все же действуют, как правило, в пределах своих административных образований. Следует отметить, что все описанные принципы организации деятельности районов электрических сетей в большей мере присущи электросетевым компаниям, входящим в систему переименованного сейчас Холдинга МРСК (межрегиональных распределительных электросетевых компаний). К настоящему времени он (Холдинг) переименован и носит наименование ОАО «Российские сети». Надо полагать, что переименование не внесет никаких особых изменений в функционирование районов электрических сетей и для рядовых потребителей останется незамеченным (поэтому о деталях переименования здесь распространяться не имеет смысла).
Не должно повлечь переименование и изменений правового статуса этих структурных подразделений. Как самые низшие в иерархии, эти РЭС не имеют прав даже филиала юридического лица и действуют, как было указано выше, на основании положений о районах электрических сетей. Естественно, что из-за этого полномочия районов и их руководителей незначительны. Большую часть вопросов деятельности электросетевых компаний районы электрических сетей решать не уполномочены и обязаны их перенаправлять, соблюдая субординацию, в свои вышестоящие управленческие структуры.
Важность правильного понимания наименований районов электрических сетей заключается еще и в том, что ни в коем случае нельзя их (районы) путать с другой категорией электросетевых организаций, не входящих в систему прежнего Холдинга МРСК. Наименования этой довольно многочисленной группы электросетевых организаций совпадают с наименованиями административно-территориальных образований. Но они (организации) в отличие от районов электрических сетей являются юридическими лицами (при этом могут иметь и имеют в своих структурах собственные РЭС). Поэтому каждый вступающий в отношения с организациями, в наименование которых входит «… районные (межрайонные) электрические сети», должен, прежде всего, обратить внимание на их организационно-правовую форму. Если вместе с этим наименованием указано ОАО, ООО, ГУП, или МУП, то это значит, что данная организация является самостоятельным юридическим лицом, а не тем самым обсуждаемым здесь районом электрических сетей.
Умение правильно понимать эти важные детали не даст потерять время на разрешение множества вопросов. Главный же из них – это то, что район электрических сетей, не являющийся юридическим лицом, не уполномочен решать вопросы имущественного характера и не может принимать «на свой баланс» никакие электросетевые объекты. Поскольку своего баланса у района электрических сетей нет и быть не может (ввиду отсутствия статуса юридического лица) руководство района невправе принимать никаких решений и обязано только переадресовывать поступающие предложения о приобретении посторонних электросетевых объектов своему вышестоящему руководству. Конечно, оно должно будет представлять ему свои мнения о целесообразности их (объектов) приобретения.
Поэтому всем кто вынужден решать вопросы отчуждения своих электросетевых объектов в пользу электросетевых компаний следует направлять свои предложения с целью экономии времени сразу руководству электросетевой компании, минуя район электрических сетей.
Следует напомнить, что все вышеизложенное справедливо для РЭС, находящихся в системе переименованного ныне Холдинга МРСК. В других электросетевых компаниях районы электрических сетей могут (теоретически) иметь хотя бы статус филиала юридического лица. Правда, в практике работы автора этого материала таких случаев еще не встречалось (что совсем не означает, что этого не может быть).
Конечно же, не все без исключения вопросы должны решать только вышестоящие над РЭС управленческие подразделения электросетевых компаний. В частности, вопросы – претензии к качеству электроснабжения следует направлять непосредственно в районы электрических сетей. Для этого в РЭС созданы круглосуточно работающие диспетчерские службы, специально предназначенные для приема претензий потребителей по телефону для принятия оперативных мер реагирования. Поэтому при всех инцидентах (внезапных отключениях электроэнергии, перепадах напряжения, сгорания электробытовой техники и т.п.) следует немедленно извещать устно эти диспетчерские службы.
В последующем, когда в результате инцидентов произошло повреждение имущества потребителей или иное причинение убытков (это большей частью уже относится к потребителям – юридическим лицам) обращаться следует уже в вышестоящие над РЭС управляющие подразделения, то есть к руководству юридического лица (о процедурных вопросах подачи претензий можно прочитать здесь). При этом необходимо еще учитывать существующую специфику разрешения таких вопросов, обусловленную отсутствием непосредственных договорных отношений потребителей с электросетевой компанией, РЭС которой, вероятно, виновен в причинении ущерба. О данной специфике более конкретно будет рассказано в другом материале.
Помимо перечисленных выше претензионных вопросов, которые могут возникнуть к районам электрических сетей, входят вопросы эксплуатации электросетевых объектов (нарушения охранных зон электросетевых объектов, неудовлетворительное состояние этих объектов, их вынос и т.п.), а также вопросы о нарушениях Правил технологического присоединения объектов заявителей к электрическим сетям.
И в этих случаях надлежит направлять претензии в вышестоящие управленческие подразделения электросетевых компаний, так как имеется определенная вероятность (не очень значительная, правда) принятия положительного решения по претензии. В случаях отказа в удовлетворении претензий порядок действий не является настолько однообразным. И о нем автор расскажет позднее в следующей публикации.
Балансовая принадлежность электросетей
Электрические сети опутали все вокруг, словно паутина. Особенно это касается населенных пунктов, территории вблизи распределительных подстанций, промышленных предприятий. Поэтому при необходимости проведения строительных, земляных или других работ вблизи линий электропередач, необходимо согласование с организацией, на балансе которой находится та или иная линия электропередач.
Как определить, к какому предприятию относится линия электропередач? Электрические сети, как кабельные, так и воздушные, в зависимости от напряжения, расположения и назначения имеют различную принадлежность. Ниже рассмотрим общий принцип разделения электрических сетей в зависимости от их класса напряжения.
Сети класса напряжения 0,4 кВ
К электросетям класса напряжения 0,4 кВ относят бытовые и промышленные сети напряжением 220/380 В. Электрические сети, расположенные на территории населенных пунктов, как правило, имеют балансовую принадлежность к РЭС – районным электрическим сетям .
В крупных городах каждый район города относится к отдельному подразделению РЭС. Электросети небольших городов, поселков, сел, как правило, объединяют в один РЭС, обычно в пределах одного административного района, включая районный центр. Большая часть потребителей РЭС – бытовые потребители, различные госучреждения. Также данная организация может осуществлять электроснабжение по сетям 0,4 кВ мелких предприятий, объектов юридических лиц.
Промышленные сети 0,4 кВ, как правило, проходят по территории предприятий, которые имеют собственные понижающие подстанции. Данные сети находятся в собственности данного предприятия, их эксплуатацию осуществляет соответствующая служба предприятия.
Сети напряжением 6, 10 кВ
Следующий класс напряжения электросетей – 6-10 кВ. Сети напряжением 6 и 10 кВ по внешним признакам не имеют отличий. Напряжение 10 кВ выбирается в том случае, если электрические сети питают исключительно бытовых потребителей и предприятий, оборудование которых питается от сетей напряжением до 1000 В.
Напряжение 6 кВ в электросетях используют, если на промышленном предприятии установлено высоковольтное оборудование, питающееся напрямую от данного напряжения. Напряжение 6 кВ используется также для питания понижающих подстанций бытовых потребителей. В основном это напряжение используется в тех районах, где сосредоточено несколько предприятий, где есть высоковольтное оборудование.
Электросети 6-10 кВ, питающие подстанции бытовых потребителей, обслуживаются соответствующими предприятиями РЭС. Линии, осуществляющие электроснабжение предприятий, могут быть в собственности данных предприятий или отдельной специализированной организации.
Например, если в регионе расположено множество заводов, шахт, то электроснабжение данных предприятий может осуществляться организацией, которая специализируется исключительно на промышленных потребителях.
Сети напряжением 35, 110 кВ
РЭС осуществляет эксплуатацию электрических сетей напряжением 0,4-10 кВ. Следующим звеном в энергосистеме являются высоковольтные линии класса напряжения 35 и 110 кВ . Данные линии осуществляют питание понижающих подстанций РЭС, на которых напряжение преобразуется в 6 или 10 кВ. Также данные электросети могут питать понижающие подстанции крупных промышленных предприятий.
Чем выше напряжение, тем меньшее количество линий электропередач находится в том или ином регионе, поэтому эксплуатацию электрических сетей 35-110 кВ осуществляют организации, объединяющие в себе несколько РЭС.
Линии напряжением 35 кВ, как и линии 0,4-10 кВ, находятся в собственности одной организации. Линии 110 кВ, из-за своей большой протяженности, могут находиться на балансе нескольких предприятий. Например, 30 км линии находится на балансе одной организации, а 50 км, проходящие по территории другого региона, на балансе организации, осуществляющей электроснабжение данного региона.
На территории одного и того же региона может находиться несколько снабжающих предприятий. Сети разделяют с целью удобства их обслуживания и работы с потребителями.
Например, одно предприятие эксплуатирует электрические сети, питающие потребителей РЭС, другое предприятие осуществляет питание промышленных объектов на территории данного региона. Поэтому часто две расположенные в непосредственной близости подстанции или линии электропередач могут принадлежать разным предприятиям.
Электросети напряжением 110 кВ могут быть транзитными (магистральными), то есть обеспечивать связь между несколькими регионами. Соответственно данные электрические сети будут находиться на балансе более крупных предприятий, эксплуатирующих электрические сети в пределах области, крупного участка энергосистемы.
Предприятия, осуществляющие эксплуатацию сетей 35-110кВ, часто называют высоковольтными электрическими сетями – ВЭС .
Сети напряжением 220-750 кВ
Электросети данного класса напряжения называют магистральными – МЭС . Данные сети являются одними из наиболее важных артерий объединенной энергосистемы страны. Данные сети находятся на балансе предприятий МЭС, которые осуществляют обслуживание сетей в пределах нескольких областей страны.
Оперативное управление электрическими сетями
Балансовая принадлежность электрических сетей подразумевает, что предприятие осуществляет эксплуатацию и обслуживание электрических сетей. Также есть такое понятие, как оперативное управление электрическими сетями. Электрические сети в совокупности составляют энергосистему района, области, страны в целом, поэтому для обеспечения стабильной и надежной работы энергосистемы, организуется централизованное управление электрическими сетями.
Как правило, на энергоснабжающих предприятиях РЭС, ВЭС, МЭС и т.п. имеются оперативно-диспетчерские службы , которые осуществляют оперативное управление электрическими сетями. При этом линии электропередач могут находиться на балансе одного предприятия, а их управление будет осуществляться другим предприятием.
Например, подстанция одного предприятия осуществляет питание завода, а несколько линий данной подстанции осуществляет питание понижающих подстанций бытовых потребителей. При этом линия будет находиться на балансе первого предприятия, но оперативное управление будет осуществляться вторым предприятием, которое эксплуатирует сети бытовых потребителей.
Источники:
http://wek.ru/kto-vladeet-yenergetikoj-rossii
http://zen.yandex.ru/media/id/5ba8d2218f43c900aac85d76/5d2472d692414d00ac334c20
http://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/12/10/818261-20-elektroenergetiki
http://www.energo-konsultant.ru/sovets/elektrosnabgenie/blog_o_pravovoy_pomoschi_v_podklyuchenii_k_elektrosetyam/rayon_elektricheskih_setey_res_pravovoy_status_funkcii_i_organizaciya_deyatel_nosti/
http://electricalschool.info/sety/1572-prinadlezhnost-jelektrosetejj.html