Как узаконить перестройку частного дома
Что такое реконструкция частного жилого дома: как избежать отказа и получить разрешение
Строительство дома – трудоемкий и требующий немалых вложений процесс. Но и по окончании строительства со временем появится необходимость в ремонте и даже в обновлении жилья. Если с ремонтом все просто – бери и делай, то реконструкция частного дома имеет некоторые особенности, которые важно знать, планируя капитальные изменения жилья.
Общие понятия о реконструкции дома
Реконструкция упоминается в Градостроительном кодексе РФ (далее ГрК РФ), в Гражданской кодексе РФ (ГК РФ) и в некоторых других нормативно-правовых актах (НПА).
Иначе говоря, если решили надстроить второй или третий этаж, восстановить фундамент, сделать пристройку к дому или на месте старого дома возвести новый – это и есть реконструкция.
Такие мероприятия повлекут изменение параметров дома – площади, этажности, инженерно-технического снабжения (отопления, электричества, водоснабжения и т. д.).
Отличия реконструкции от капитального ремонта и перепланировки
Реконструкцию часто сравнивают с перепланировкой или капитальным ремонтом. Но это ошибочное мнение. Перепланировка влечет изменения только внутренней части дома, капремонт – замена или восстановление каких-то элементов, а реконструкция – изменение площади и фасада помещения.
Для общего понимания различий вкратце рассмотрим перепланировку и капремонт.
Перепланировка, согласно ст. 25 Жилищного кодекса РФ – изменение частей дома, требующее внесения корректировок в технический план дома. В нее входят:
- перенос дверных или оконных проемов;
- перенос или разборка перегородок,
- устройство дополнительных санузлов и т. п.
Чтобы осуществить перепланировку дома, нужно получить разрешение от районной администрации, обратившись напрямую или через МФЦ.
Если вам не выдали разрешение на перепланировку, напишите нашему юристу! Он поможет вам разобраться в обоснованности отказа.
Капитальный ремонт – это замена или восстановление устаревших частей дома, инженерно-технического обеспечения, а также отдельных частей несущих конструкций жилья. Такие мероприятия не требуют внесения изменений в технический план и получения разрешения.
Пример капремонта – замена кровли, водопровода, отопления, замена перегородок и т. п.
Отличительная черта реконструкции – изменение параметров дома, направленных на увеличение площади, этажности. А перепланировка и капремонт не влекут таких глобальных изменений.
НПА, регулирующие реконструкцию:
Оформление разрешения на реконструкцию дома
Реновация дома – это очень важный процесс, который требует согласования и разрешения от органов местного самоуправления. Поскольку изменения параметров могут нарушить безопасность дома и затронуть интересы живущих в нем людей, а также соседей.
Ст.51 ГрК РФ дает определение разрешения на реконструкцию.
Для получения разрешения нужно обратиться в отдел архитектуры и градостроительства в администрации муниципального образования (согласно п. 4 ст. 51 ГрК РФ) и подать заявление с соответствующим пакетом документов.
Весь перечень, необходимых документов для получения разрешения на реконструкцию содержится в п. 7 ст. 51 ГрК РФ.
Этот перечень не окончательный. Требования к списку документов могут отличаться в каждом субъекте. Поэтому перед оформлением следует уточнить эту информацию у специалиста специализированного отдела.
Обратиться можно лично либо через доверенное лицо. Также ГрК РФ в п. 7 ст. 51 предусматривает возможность подачи заявления через МФЦ.
После подачи документов заявление рассматривается в течение 7 рабочих дней, по истечении которых заявитель должен быть письменно уведомлен о принятой резолюции. Заявитель должен обратиться в пожарную службу и СЭС для дальнейшего согласования решения, результатом которого будет выдача разрешения либо отказ.
В случае положительного ответа можно приступать к реконструкции самостоятельно, если площадь пристройки/надстройки не будет превышать 10 кв. м. В противном случае выполнять реконструкцию должен специалист, имеющий лицензию на выполнение подобных работ.
Срок действия разрешения составляет не более 10 лет со дня получения разрешения (п. 19 ст. 51 ГрК РФ). Его можно продлить, обратившись в местные органы власти с соответствующим заявлением не позднее, чем за 60 дней до окончания срока. По истечении 10 лет, если реконструкция не была завершена хотя бы на 70%, нужно будет заново оформлять разрешение.
После завершения реновации необходимо получить заключение о соответствии, реконструированного дома требованиям технических регламентов, иных НПА и проектной документации, включая требования энергоэффективности и оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергоресурсов – выдается в течение 10 рабочих дней районной инспекцией государственного строительного надзора.
После получения такого заключения необходимо актуализировать данные технического паспорта, зарегистрировав дом в ЕГРН, поскольку изменились технические параметры жилья. Для этого нужно получить разрешение на ввод дома в эксплуатацию в том же органе самоуправления, снова собрав пакет документов с заявлением и разрешением на реконструкцию. Такое разрешение выдается в течение 10 рабочих дней.
Получение разрешения – обязательная процедура. Если реновация будет проведена без разрешения, будет наложен административный штраф (2 – 5 т. р.), согласно п. 1 ст. 9.5 Кодекса об административных правонарушениях России.
В этом случае реконструированный дом будет признан самовольной постройкой, которую необходимо узаконить (читайте, как легализовать самовольную постройку). Для этого в БТИ нужно взять новый кадастровый паспорт и вместе со старым предоставить документы из перечня в администрацию и получить разрешение на реконструкцию. В дальнейшем можно будет зарегистрировать право собственности на реконструированное жилье. Также можно узаконить реконструкцию через суд.
Вы знали, что результат рассмотрения исковых заявлений зависит от того, насколько юридически грамотно оно составлено? Наши профессионалы готовы помочь Вам оформить иск абсолютно бесплатно. Просто напишите справа в чате.
Также можете позвонить по номерам телефонов:
8 (499) 703-35-33 доб. 849 – Москва и область;
8 (812) 309-06-71 доб. 501 – Санкт-Петербург и область;
8 (800) 777-08-62 доб. 481 – все регионы РФ.
Что касается реконструкции домов в СНТ (садовые некоммерческие товарищества), то благодаря принятому ФЗ № 93 от 30.06.2006 «О дачной амнистии», разрешение не требуется. А для регистрации права собственности применяется упрощенный порядок – достаточно предоставить в Росреестр декларацию об объекте недвижимого имущества. При этом земельный участок в СНТ должен находиться в собственности.
Вас может заинтересовать: что такое дачная амнистия?
Стоимость получения разрешения на реконструкцию
При оформлении разрешения на проведение реновации потребуется понести некоторые расходы. На этапе сбора документов – это оплата услуг специалиста для составления проекта реконструкции – стоимость оговаривается индивидуально, т. к. цена складывается из площади дома и сложности проведенных работ. В расходы стоит включить оформление техпаспорта на дом в БТИ, сумму госпошлины, которая устанавливается в каждом субъекте РФ.
Также оплатить придется госпошлину за регистрацию права собственности на реконструированный дом – 350 р. (пп. 27 п. 1 ст. 333.31 Налогового кодекса РФ).
Использование материнского капитала в реконструкции
В соответствии с п. 1 ст. 10 ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 N 256-ФЗ (далее ФЗ № 256) средства мат. капитала можно использовать на реконструкцию дома при соблюдении нескольких условий:
- исполнение ребенку 3-х лет;
- площадь жилья будет увеличена;
- дом оформлен в совместную собственность;
- площадь жилья на каждого члена не превышает 18 кв. м.
При соблюдении всех условий можно обратиться в пенсионный фонд России (далее – ПФРФ) и предоставить заявление о распоряжении мат. капиталом и следующие документы:
После проверки документов ПФРФ в течение 2-х месяцев переводит 50% от суммы субсидии на счет получателя капитала, а оставшиеся деньги перечисляются не ранее чем через полгода после получения первой части. Для этого необходимо повторно обратиться в ПФ РФ с заявлением и актом освидетельствования проведения реконструкции. Этот документ выдается отделом архитектуры и градостроительства в администрации.
В случае, если для проведения реконструкции был привлечен подрядчик, то после завершения работ вся сумма будет переведена на счет организации.
Если реконструкцию дома невозможно отложить до исполнения ребенку 3-х лет, то можно провести необходимые работы, а после получить материнский капитал на компенсацию расходов при реновации дома. Также ФЗ № 256 предусматривает возможность погашения кредита, взятого на реконструкцию, за счет государственной субсидии.
Отказ в разрешении на реконструкцию дома
Основания для отказа в выдаче разрешения на реновацию указаны в п. 13 ст. 51 ГрК РФ. К ним относятся:
Отказ может быть обжалован в досудебном и судебном порядке. В первом варианте подается заявление. Для этого нужно предоставить в суд пакет документов для получения разрешения, заявление и отказ уполномоченного органа в выдаче разрешения на реконструкцию. Как правило, в таких делах суд встает на сторону истца. Главное, чтобы проведенные работы соответствовали градостроительному законодательству.
Остались вопросы? Напишите нам в чат, как это уже сделали многие пользователи, и вы получите бесплатную консультацию специалиста по земельным вопросам.
Как перестроить частный дом без штрафов и сносов?
Квадратных метров много не бывает. Дети растут, маме нужен гардероб, а папе – уголок женатого холостяка. Но если для жильцов квартир все это так и останется в грёзах, то для частного сектор – вопрос решаемый. В частном доме можно расшириться: и вверх, и в стороны.
С точки зрения закона такая перестройка является реконструкцией. Как и любое другое строительство, у нее две стороны: сами работы и их документальное оформление. Да, перестройку придется еще и согласовать. Разбираемся, нужно ли разрешение на реконструкцию частного дома и как ее провести без штрафов и сносов.
Что значит «реконструкция»?
Под реконструкцией закон понимает любое изменение параметров частного дома и его частей – высоты, количества этажей, площади. Это может быть надстройка, перестройка, расширение строения, замена несущих конструкций. Пристроили дополнительную комнату или дом стал на этаж выше – все это реконструкция.
Закон рассматривает ее как форму осуществления строительства. А оно, как мы все знаем, является объектом особого регулирования со стороны контролирующих органов. Государство не доверяет гражданам в вопросах строительства, даже если это касается их собственных частных домов. И правильно делает, на это есть минимум две причины:
- во-первых, это вопрос безопасности – дома, при нарушении их конструктивных особенностей, имеют свойство рушиться;
- во-вторых, это вопрос застройки и землепользования – где гарантия, что после реконструкции ваш дом не окажется за «красными линиями» или и вовсе на соседском участке?!
Чтобы этого избежать, ранее собственников заставляли получать разрешение на реконструкцию частного дома. Но с 2018 года этот порядок изменился, и теперь оформить реконструкцию стало проще.
Теперь достаточно уведомить
С августа 2018 года введен новый, уведомительный порядок проведения строительных работ.
Для проведения реконструкции застройщик, еще до начала строительных работ, должен направить в местную администрацию уведомление о планируемой реконструкции, проектную документацию с описанием параметров обновленного строения и его графического расположения на участке. Если это не будет противоречить правилам застройки, параметрам разрешенного строительства и другим обязательным требованиям, чиновники одобрят строительные работы (ст. 51.1 ГрК).
Другими словами, разрешение на реконструкцию частного дома заменили на уведомление. Если администрация посчитает, что планируемые вами работы нарушают требования разрешенного строительства, вам будет направлено уведомление о несоответствии параметрам. И тогда план реконструкции придется корректировать. Ну, или оспаривать уведомление администрации – несмотря на новизну, практика успешного оспаривания уже существует. Например, решение Каслинского городской суда Челябинской области № 2а-606/2018 от 04.12.2018.
Инструкция по реконструкции: 5 простых шагов
Не скажем, что новый порядок вот прям устранил всю бюрократическую рутину, но улучшения налицо. Да, стало проще и быстрее, и вы очевидно это заметите. Мы разобрали уведомительный порядок реконструкции ИЖС «на кирпичи» и знакомим с ним читателей.
Шаг 1. Подаем уведомление о планируемой реконструкции
Уполномоченным органом для согласования реконструкции является местная администрация. Обычно это местный департамент архитектуры и градостроительства, архитектурное управление или непосредственно исполнительный комитет. В их адрес направляется уведомление о планируемой реконструкции, в котором в том числе указываются параметры обновленного здания. С образцом его заполнения можно ознакомиться здесь.
К уведомлению прикладываются документы на реконструкцию частного дома:
- выписка из ЕГРН на земельный участок;
- технический план дома;
- проект реконструкции (при наличии).
Направить уведомление можно лично, через МФЦ, региональный портал Госуслуг или переслать по почте. Госпошлина за это не взимается.
Шаг 2. Получаем уведомление о согласовании
Хоть оформление разрешения на реконструкцию частного дома теперь и ненужно, проверку все равно пройти придется. Причем дважды.
Для первой у администрации есть 7 дней. Она должна выяснить, соответствует ли планируемое строительство требованиям градостроительного и земельного законодательства. В результате принимается решение о согласовании либо отказе в согласовании, уведомление о котором направляется застройщику. Оно действительно в течение 10 лет и сохраняется при переходе права собственности.
Важно: если по истечении 7 дней (+ срок на пересылку) владелец дома так и не получил уведомления об отказе в согласовании, строительство считается одобренным по умолчанию и будет действовать также на протяжении 10 лет (п. 13 ст. 51.1 ГрК).
Шаг 3. Проводим строительные работы
Все строительные работы должны быть проведены в строгом соответствии с описанием проекта в уведомлении. Не отступайте от него, иначе в завершенную реконструкцию вы не согласуете.
Шаг 4. Заказываем новый технический план
Внеся изменения в конструкцию дома, необходимо перенести их на бумагу. Обратитесь для этого к любому кадастровому инженеру и закажите у него новый технический план. Он обойдется вам в 5-20 тыс. рублей в зависимости от региона и тарифов инженера.
Шаг 5. Согласовываем реконструкцию
В течение месяца после окончания строительных работ владелец направляет в управление повторное уведомление, теперь уже о завершении реконструкции. К нему прикладывается технический план и квитанция об оплате госпошлины за последующую постановку на кадастровый учет реконструируемого объекта. Да, госпошлина уплачивается заранее.
В 7-дневный срок после его получения, орган согласования проведет проверку реконструированного здания. Если все в порядке, он направит вам уведомление о соответствии и самостоятельно подаст заявление о постановке перестроенного объекта на кадастровый учет. Да, самостоятельно обращаться в Росреестр для этого не нужно.
На этом всё. Реконструкция завершена, и вы являетесь счастливым владельцем не только обновленного, но и надлежащим образом оформленного жилого дома. Тем более, что порядок согласования реконструкции теперь достаточно прост. Игнорируя его, будьте готовы к последствиям – вас могут заставить вернуть строению прежний вид либо привести его в соответствие требованиям законодательства. А это значит, что все придется перестраивать снова.
Приговорен к сносу, но не побежден. Статья-подсказка, как законно реконструировать «списанный» дом
Частный сектор Минска (за редким исключением) представляет из себя довольно печальное зрелище: покосившиеся маленькие дома, явно не соответствующие нынешнему времени, нередко отсутствие водопровода и канализации. Что и говорить, руководство столицы долго держало хозяев усадеб в черном теле: раз уж волею свыше ты приговорен к сносу, то нечего тебе улучшаться, ведь при «зачистке» городу придется платить компенсацию за все хорошее, что человек успел нажить. Так и обходились самым минимумом заложники ситуации, по 30—40 лет ожидая обещанного «скорого» сноса. Периоды «оттепели», безусловно, случались, но, чтобы в них красиво вписаться, надо было заранее быть на низком старте — с кипой документов за пазухой и еще более увесистой кипой денег. В общем, в большинстве своем народ «забил» на реконструкцию-улучшение и живет как приходится. Хотя с недавних пор все поменялось, и собственники участков и домов, в перспективе подлежащих сносу, могут изменить свое жилье к лучшему. Как — расскажем на примере частного дома, расположенного на улице Волгоградской, у самого подножия так называемой «Волыни».
Приговоренные к сносу
Частный сектор на Волгоградской город сносит уже полвека. Особенно активно — в последнюю пятилетку: минчан то и дело стращали скорым переселением, те судились за право жить в родных домах, а их снова убеждали, что городу земля нужнее. Пока же все стоит на своих местах. УКС достроил «Волынь», снеся лишь один красивый дом из красного кирпича, оказавшийся ближе всего к объекту-долгострою. Но, если верить «верхам», УКС не отказывается от своих планов по возведению многоэтажек, и где-то в течение полутора лет за минчанами и их имуществом могут прийти. По крайней мере в ноябре 2018-го горожане получили на руки решение Мингорисполкома о предстоящем изъятии земли, также была проведена предварительная оценка их имущества. Эти документы имеют срок годности два года.
Сергей, живущий в нескольких шагах от высотки-новостройки, успел провести реконструкцию, которая прибавила к жилой площади порядка 60 квадратных метров, буквально за несколько месяцев. В основе его трехэтажного белого коттеджа лежит старенький деревянный дом 1947 года постройки площадью где-то 40 «квадратов». Со временем дом становился больше, прирастая этажами и наземными верандами-комнатами — все в рамках закона.
— Впервые о том, что мы подлежим сносу, услышали еще в 1964 году. Представляете? — рассказывает мужчина, всю жизнь проживший на Волгоградской, 24, под девизом «У вас нет будущего на этой земле». — Ну мы и верили в это достаточно долго. А потом поняли, что надо что-то делать: реального сноса не предвидится, а хорошо жить хочется уже сейчас. Понятно, что это риск — ну а как еще действовать? Только рисковать. Те, кто ничего не предпринимал, так и остались жить без воды и газа по сегодняшний день.
Первый этап реконструкции, когда дом значительно вырос и получил актуальный «контур», произошел в 1990-е — тогда городу было точно не до сноса, и людям разрешили улучшить свое жилье. Получив все разрешительные документы в 1999 году, семья занялась реконструкцией и в 2001-м официально сдала дом. С тех пор внешний облик коттеджа не изменился. Откуда же взялась реконструкция 2018 года, прибавившая «квадраты»?
Указ-«освободитель»
— В 2003 году появился новый генплан, по которому нас снова сносили. Казалось, что сделать с домом будет уже ничего нельзя, радовались, что успели выполнить хотя бы основное, — вспоминает Сергей. — Но вот в декабре 2017-го случайно услышал в новостях, что вышел указ №463 «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков».
Меня, в частности, заинтересовал третий пункт: «Землепользователи до принятия решения о предстоящем изъятии земельного участка для госнужд и сносе расположенных на нем объектов недвижимого имущества имеют право пользоваться земельными участками, эксплуатировать и улучшать расположенные на них объекты недвижимого имущества без учета установленных градостроительными регламентами ограничений в отношении территорий перспективного развития населенных пунктов (территорий, подлежащих реконструкции, трансформации)».
Проще говоря, указ позволяет всем хозяевам приговоренных к сносу усадеб до тех пор, пока они не получили из Мингорисполкома решение о предстоящем изъятии их земли, проводить:
- перепланировку жилых помещений;
- устройство жилой мансарды в габаритах существующего чердачного пространства;
- пристройку санузла, ванной, топочной;
- тепловую реабилитацию ограждающих конструкций домов;
- возведение построек (веранда, терраса, беседка, крыльцо, навес);
- устройство пандусов для физически ослабленных лиц;
- подключение к инженерным сетям (водо-, электро-, газоснабжения, канализации и связи);
- возведение капитальных хозяйственных построек (гаража площадью не более 25 квадратных метров, сарая для хранения хозяйственного инвентаря и топлива площадью не более 15 квадратных метров, бани площадью не более 12 квадратных метров);
- реконструкцию существующих жилых домов и строений.
Долгожданный указ, из-за отсутствия которого многие минчане вынуждены были в XXI веке жить без канализации и водопровода, имеет и ограничения: так, по нему нельзя осуществлять новое строительство на земельных участках, которые в будущем планируется изъять для государственных нужд, а также нельзя изменять целевое назначение участков. Но это уже хоть что-то.
Реконструкция частного дома: как получить разрешение
С 4 августа 2018 года вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ, по которым больше не требуется получать разрешение на строительство или реконструкцию дома (объектов ИЖС). Теперь, чтобы выполнить реконструкцию дома, собственник должен уведомить об этом органы местного самоуправления. Расскажем, как правильно это сделать.
- Что считается реконструкцией частного дома
- Какие виды работ надо согласовывать, а какие нет
- Как направить уведомление о реконструкции дома
- Как узаконить реконструкцию дома
Что такое реконструкция частного дома
По российскому законодательству, любая переделка дома, изменяющая его ключевые параметры (этажность, площадь, высота, объем) считается реконструкцией.
По российскому законодательству, реконструкция частного дома – это изменение ключевых параметров всего дома или его частей (этажность, площадь, высота, объем).
Реконструкция – это именно конструктивное изменение дома.
Нормативно-правовые акты, которые регулируют реконструкцию частного дома:
К реконструкции относятся надстройка нового этажа или мансарды, изменение формы, размера и конфигурации дома, вырубка в несущих стенах оконных и дверных проемов, пристройка крыльца, веранды и т.п. – какие-то пристройки и изменения, при которых ключевые параметры дома остаются неизменными. Сюда можно отнести все перемены, после которых дом перестает соответствовать своей технической документации.
Это не касается простой заменой несущих конструкций аналогичными или более прочными.
Если вы решили поменять деревянные перекрытия в доме на ж/б без увеличения площади помещений и объёма, то согласования не требуется.
Уведомление о проведении реконструкции подается, когда земельный участок имеет одну из следующих разрешенных категорий:
- индивидуальное жилищное строительство
- личное подсобное хозяйство
- малоэтажное жилищное строительство
Какие виды работ нужно согласовывать
Уведомление требуется не для всех видов работ. Для вашего удобства мы составили таблицу-шпаргалку.
Уведомление требуется для
Уведомление не требуется для:
Для любой надстройки (включая мансарды);
Перемещения сантехники в пределах ранее существовавшего санузла;
Любой переделки, которая приводит к расширению дома;
Закладки окон и демонтажа дверей в несущих перегородках;
Ремонта или восстановления несущих стен;
Сооружении временных перегородок между комнатами;
Утепления пола, потолка, стен;
Прокладке дверных проемов в стенах между комнатами;
Замены инженерного оборудования, установки нового;
Корректировки формы тамбура (без изменения его площади);
Демонтаж старых или возведение новых этажей.
Демонтажа не несущих перегородок.
Демонтаж или перенос несущих стен для объединения помещений запрещен. Но стену можно заменить несколькими столбами – пространство освободится и площадь увеличится.
Неофициально юристы рекомендуют не заморачиваться с уведомлением, если переделка здания не изменяет его размеры, не нарушает безопасности, не превышает параметров разрешенного строительства и не затрагивает прав третьих лиц. Но это должен быть ваш выбор и ваша ответственность.
Без уведомления можете сделать капремонт, но если будете существенно ремонтировать (изменять количество этажей и т.п.), то необходимо уведомить о реконструкции.
Не нужно отправлять уведомление о замене кровли: крыша не относится к несущим конструктивным элементам постройки, поэтому собственник всегда сможет доказать, что это был ремонт, а не реконструкция.
Зато потребуется согласование, чтобы обложить деревянный дом кирпичом (или увеличить его площадь). Это особенно важно, если в будущем дом будет подключен к газу. Домовладельцы могут получить отказ в подключении, если габариты постройки нарушены, и периметр дома фактически больше, чем указано в документах.
Не рекомендуется сносить старый дом и строить новый под видом реконструкции – если изначально получить документацию на тот вид работ, который будет проводиться действительно, это сбережет время, нервы, а в итоге и деньги.
Как направить уведомление о реконструкции дома
Домовладелец отправляет в органы местного самоуправления уведомление о планируемой реконструкции объекта ИЖС. К нему прилагаются только документы, подтвержающие личность заявителя (паспорт) и удостоверяющие права на объекты недвижимости и земельный участок. В большинстве случаев (если дом не находится в исторической зоне и застройщик – не гражданин другого государства) этого будет достаточно.
После проверки документов домовладелец получит уведомление о соответствии или несоответствии планируемой реконструкции допустимым параметрам.
Если получено положительное заключение, можно приступать к реконструкции.
Быстрее и проще будет отправить уведомление через сайт Госуслуг. Участник FORUMHOUSE рассказывает, как он по новой схеме согласовал строительство, но прядок действий при согласовании реконструкции тот же.
Собственник дома должен уведомить органы местного самоуправления и об окончании реконструкции. К этому уведомлению прилагается технический план объекта и квитанция об уплате госпошлины за государственную регистрацию права.
После получения этого уведомления ОМСУ должны в течение семи рабочих дней направить в Росреестр заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объект.
Как узаконить реконструкцию дома
Нередко домовладельцы, сделавшие в своих домах самовольную реконструкцию, сознательно не идут на легализацию этих изменений. Так, один из участников FORUMHOUSE, пристроивший к дому второй этаж, считает, что в свете выросшего налога на имущество лучше будет оставить все как есть, иначе «с такими налогами за срок службы дома отдашь любимому государству еще один дом». В его случае дом после реконструкции остался на прежнем месте, в кадастровых документах ничего не изменилось, коммуникации не отключались.
У жизни на нас всегда свои планы, и лучше всегда быть готовыми к любому повороту событий, в том числе, держать все дела и документы в порядке. Человек может не планировать продавать или оставлять дом в наследство, но случиться может всякое.
И с газом может быть залет. Если проверка придет, то газ отключат. У них есть схема подключения и если что-то поменялось, то напишут все вернуть как было.
Закон позволяет до 1 марта 2019 года оформить самовольно реконструированные объекты без обращения в суд. Для этого застройщик должен действовать по описанной выше схеме: отправить уведомление о планируемой реконструкции в ОСМУ, указав в уведомлении параметры объекта и получить согласование параметров объекта. После этого он отправляет второе уведомление, об окончании реконструкции, приложив к нему технический план объекта.
После 1 марта 2019 года узаконить самовольную реконструкцию можно только в судебном порядке.
На FORUMHOUSE можно больше узнать о новом порядке уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС и получить консультацию по поводу разрешительной информации на реконструкцию и новое строительство зданий, строений, сооружений. Почитайте нашу статью о проектировании мини-домов, и о том, как грамотно спроектировать дом именно «под себя». Предлагаем посмотреть наше видео, которое рассказывает об успешной перепланировке дома под нужды новых хозяев.
Как узаконить перестройку частного дома
9. Частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В соответствии с пунктом 14 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» помещение это часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями.
В законодательстве отсутствует определение понятия изолированности и обособленности помещений. Однако, комплексный анализ законодательства позволяет сделать вывод, что под обособленностью понимается наличие стен (перегородок), под изолированностью – возможность исключить доступ в помещение собственников других помещений.
Изолированность и обособленность помещения определяется кадастровым инженером при выполнении кадастровых работ.
Стены и перегородки отражаются на плане этажа либо плане здания (сооружения) технического плана помещения на основании проектной документации (пункт 40 Требований к техническому плану помещения).
11. Согласно статье 17 Закона о регистрации для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним представление кадастрового паспорта объекта недвижимости не требуется.
При этом не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1.2 статьи 20 Закона о регистрации).
Статья 20. Основания для отказа в государственной регистрации прав. Прекращение государственной регистрации прав
(в ред. Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества;
Статья 25.3. Особенности государственной регистрации права собственности на некоторые создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества
1. Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), являются:
документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
4. Документом, который подтверждает факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), и содержат описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, является разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию или, если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, разрешение на строительство. Разрешение на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство (сведения, содержащиеся в указанных документах) запрашиваются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в органе местного самоуправления, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно. До 1 марта 2018 года разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства.
амнистию продлили, ежели на регистрацию жил дома до 2018г требуется только право на землю и декларация, то чем “пристрой” отличается от жилого помещения данного жилого дома?
много судов и ФРС само так разъясняет – мол, на реконструкцию амнистия не распространяется.
Определение Конституционного Суда РФ от 14 июля 2011 г. N 905-О-О
“Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вышинского Евгения Алексеевича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 8 Федерального закона “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”, пунктом 3 статьи 25 и пунктом 4 статьи 25.3 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Е.А. Вышинского вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции гражданину Е.А. Вышинскому было отказано в удовлетворении исковых требований об обязании уполномоченного органа зарегистрировать право собственности на жилой дом после его реконструкции. Как указал суд, упрощенный порядок государственной регистрации, предусмотренный статьей 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, применим лишь в отношении объектов, права на которые ранее не были зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Е.А. Вышинский оспаривает конституционность следующих законоположений:
части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, закрепляющей, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей;
части 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации”, устанавливающей, что до 1 марта 2015 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта;
пункта 3 статьи 25 и пункта 4 статьи 25.3 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, определяющих особенности государственной регистрации прав как на создаваемые, так и на созданные объекты недвижимого имущества, включая положение о том, что до 1 марта 2015 года кадастровый паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке определенного вида.
По мнению заявителя, указанные нормы в силу их неопределенности позволяют судам расширительно толковать требования, касающиеся необходимости оформления разрешительной документации в сфере строительства, изложенные в части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункте 3 статьи 25 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, что лишает его возможности зарегистрировать право собственности на объект индивидуального строительства после его реконструкции в упрощенном порядке согласно иным оспариваемым законоположениям и, соответственно, нарушает права, предусмотренные статьями 2, 7 (часть 1), 17 (часть 1), 18, 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 45 (часть 1), 46 (часть 1) и 55 Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные заявителем материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
Оспариваемые законоположения, призванные обеспечить безопасность объектов капитального строительства, защиту здоровья и жизни граждан и одновременно предусматривающие ограниченную во времени возможность технического учета и государственной регистрации прав на созданные объекты индивидуального жилищного строительства без предоставления разрешительной документации в сфере строительства – в целях введения таких объектов в гражданско-правовой оборот, – сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Разрешение же вопроса о законности и обоснованности судебных постановлений, включая выбор и толкование правовых норм, подлежащих применению в конкретном деле, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вышинского Евгения Алексеевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации”, в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации В.Д. Зорькин
данную реконструкцию человек мог провести и “пристроем” т.е. самостоятельным строением
“пристрой” – не самостоятельное строение, ну никак, на то он и “при”.
так что это лирика
лирика – это рассказывать, что на реконструкцию распространяется дачная амнистия.
обман открытой формы, все, в том числе и суды уже знают о существовании данного пристроя
Статья 222. Самовольная постройка
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 г.
25. В силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее – правообладатель земельного участка).
Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка (в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге – уполномоченный государственный орган городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга).
26. Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Источники:
http://lawowner.ru/nedvizhimost/dom/rekonstruktsiya-zhilogo
http://pravoved.ru/journal/razreshenie-na-rekonstruktciiu-chastnogo-doma/
http://realt.onliner.by/2019/05/29/snos-47
http://www.forumhouse.ru/journal/articles/8628-rekonstrukciya-chastnogo-doma-kak-poluchit-razreshenie
http://forum.garant.ru/?read,7,2187402